Тимченко тасует кадры

В «Стройтрансгазе» Геннадия Тимченко снова меняется руководитель: Сергей Макаров сегодня покидает компанию. Его может сменить топ-менеджер «Русского моря» Вадим Гуринов

Об отставке Макарова рассказали три источника, близких к компании. По словам одного из них, топ-менеджер покидает «Стройтрансгаз» сегодня по соглашению сторон с выплатой бонуса.

Макаров подтвердил «Ведомостям» информацию об отставке: «Каждой компании на разных этапах требуются разные руководители, по обоюдному согласию [с акционерами] мой этап в «Стройтрансгазе» закончился; задачи, которые ставились, выполнены». Представитель Тимченко (у его структур 80% подрядчика) от комментариев отказался.

49-летний Макаров – выпускник МАИ, в 1998 г. получил степень магистра финансов в Бизнес-школе Лондонского университета, работал в Великобритании. В 2003 г. вернулся в Россию, трудился в структурах «Оборонпрома». В 2005 г. стал управляющим директором ВТБ, в 2007 г. – вице-президентом «Роснефти» по финансам. В марте 2010 г. неожиданно покинул госкомпанию и вскоре возглавил «Стройтрансгаз», став его четвертым руководителем за два года (см. врез).

Макаров приходил как антикризисный менеджер, вспоминает знакомый Тимченко, и со своими задачами справился: компания избавилась от непрофильных активов, диверсифицировала бизнес и начала зарабатывать.

С тех пор как в 2008 г. Тимченко получил контроль в «Стройтрансгазе», подрядчик был убыточным. Первая прибыль по РСБУ появилась в I квартале 2011 г. – 493 млн руб. По итогам года компания вышла в плюс и по МСФО: 906 млн руб. чистой прибыли (в 2010 г. – 9,8 млрд руб. убытка).

Добиться положительного свободного денежного потока подрядчику не удалось, замечает аналитик Номос-банка Денис Борисов, зато «Стройтрансгаз» показал довольно высокую рентабельность по EBITDA (11% против в среднем примерно 8% у строительных компаний развивающихся рынков), а также сократил долг. На начало 2010 г. у компании было 17 млрд руб. краткосрочных займов, через год осталось 4,3 млрд (на конец 2011 г. – 6,3 млрд). Общий долг по МСФО за два года вырос на 11% до 29,65 млрд на конец 2011 г., чистый – на 20% до 28,1 млрд. Правда, в марте этого года компания погасила 12 млрд руб., и к июлю ее чистый долг по РСБУ составил 15,8 млрд руб. (против 28,4 млрд на начало года; данных по МСФО еще нет). Теперь чистый долг компании превышает годовую EBITDA (5,3 млрд руб.) почти в три раза – это приемлемый уровень, отмечает Борисов.

С новым местом работы Макаров еще не определился, рассказывают его знакомые. Среди причин отставки они называют реорганизацию «Стройтрансгаза» (Макаров это не комментирует).

В нынешнем виде подрядчик скоро перестанет существовать: в конце июля стало известно, что компания Тимченко ведет переговоры с акционерами ЗАО «Аргус пайплайн сервис» (19 июля переименована в ЗАО «Стройтрансгаз») о возможном объединении активов в сфере нефтегазового и трубопроводного строительства. Доля Тимченко в объединенной компании составит около 30%, рассказывал источник, близкий к «Стройтрансгазу», а другой собеседник говорил о пакете «чуть больше блокирующего». Все делается для того, чтобы получить заказы «Газпрома», объясняли они: «Аргус» работает с монополией, а у «Стройтрансгаза» контрактов «Газпрома» нет уже много лет.

Антикризисный этап пройден, теперь «Стройтрансгазу» нужен руководитель другого типа, объясняет отставку Макарова источник, близкий к Тимченко. Основной кандидат на место Макарова – Гуринов, рассказывают четыре собеседника, близких к компании. В 2006–2011 гг. он возглавлял шинный холдинг «Сибур – русские шины», а в конце прошлого года стал гендиректором ООО «Русское море – добыча», одного из проектов холдинга «Русское море» (его основной владелец – Максим Воробьев, а 30,5% принадлежит Тимченко).

Гуринов покидает пост гендиректора, подтвердил источник, близкий к акционерам «Русское море – добыча». Представитель холдинга от комментариев отказался.

Гуринов (как и Воробьев) с этого года входит в совет директоров «Стройтрансгаза», хорошо знает компанию, объясняет выбор знакомый Тимченко. Один из партнеров Гуринова называет его серьезным, системным и порядочным руководителем: в «Стройтрансгаз» он придет со своей командой. С Гуриновым связаться не удалось.