В обход Чемезова

Подконтрольное Минобороны ОАО «Оборонсервис» планирует стать импортером вооружений в трех секторах – спецавтотехники, беспилотников и тренажеров для Сухопутных войск без участия «Рособоронэкспорта»
А.Мудрац/ ИТАР-ТАСС

Минобороны будет самостоятельно импортировать необходимые комплектующие для трех типов военной техники и собирать их в России на совместных предприятиях (СП) иностранных компаний и подконтрольного ему ОАО «Оборонсервис». Это следует из опубликованного на сайте Минэкономразвития паспорта программы инновационного развития этого ОАО. Там говорится, что «в целях совершенствования международной инновационной интеграции» «Оборонсервис» создаст СП по производству спецавтотранспорта, беспилотных летательных аппаратов (БЛА), полигонного оборудования, а также СП, которые будут заниматься сервисом производимой техники.

Источник, близкий к руководству «Рособоронэкспорта», сообщил, что есть неформальное соглашение между «Оборонсервисом» и «Рособоронэкспортом» (входит в состав госкорпорации «Ростехнологии», гендиректором которой является Сергей Чемезов) о разграничении сфер деятельности, которое позволит подконтрольному Минобороны ОАО самостоятельно импортировать комплектующие для перечисленных выше видов техники. Представитель «Рособоронэкспорта» от комментариев отказался, получить комментарии представителя Минобороны не удалось, гендиректор «Оборонсервиса» Сергей Хурсевич был недоступен для журналистов.

Из этого документа следует, что отдельные импортные сделки, о которых было известно и ранее, не случайны, а являются частью стратегии Минобороны, которая потребовала согласования с госмонополистом по экспорту и импорту вооружений «Рособоронэкспортом», отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. По его словам, импорт вооружений нарастает, но происходит хаотично, в отличие от многих других стран, где импортные процедуры строго регламентированы, разграничение сфер ответственности весьма своевременно.

По словам офицера Минобороны, оно заинтересовано в долгосрочной перспективе лицензионного производства перечисленных видов техники на предприятиях самого военного ведомства. В области спецавтотранспорта это такие проекты, как сборка с локализацией производства итальянских бронеавтомобилей Iveco LMV («Рысь» в российской сборке) на 172-м центральном авторемонтном заводе «Оборонсервиса» в Воронеже, известно также об интересе Минобороны к итальянским бронемашинам Freccia и Centauro, проходящим испытания в России, немецкому БТР Boxer и финскому Patria AMV.

В технике для оборудования полигонов речь идет о центре боевой подготовки Западного военного округа в Мулино, который создается по контракту 2011 г. между «Оборонсервисом» и германской компанией Rheinmetall Defence Electronics, затем такие полигоны будут построены и в других военных округах, говорит военный. В области БЛА «Оборонсервис» в последнее время проявляет интерес к аппаратам израильской компании Aeronautics, констатирует редактор профильного портала uav.ru Денис Федутинов.

Если все эти проекты будут развернуты, речь пойдет об импорте в Россию технологий и комплектующих на сотни миллионов долларов в год и поэтому желание Минобороны добиться права самостоятельного импорта оправданно, отмечает другой собеседник в Минобороны. И приводит пример: патроны и запчасти к импортным снайперским винтовкам Минобороны пришлось закупать в оружейных магазинах из-за слишком сложной процедуры ввоза через «Рособоронэкспорт». Впрочем, его гендиректор Анатолий Исайкин заявлял, что комиссионные его компании при импорте не превышают 1–2%, а при своевременной подаче заявок проблем с импортом нет.