Игорь Торгов: Игорь Торгов, гендиректор «Скартела»

Новый генеральный директор Yota о росте сети и ценовой политике в связи с переходом на более быстрый интернет LTE
С.Портер/ Ведомости

В сентябре 2011 г. компания «Скартел» (бренд Yota), за четыре года до этого основанная предпринимателем Сергеем Адоньевым и госкорпорацией «Ростехнологии», вне конкурса получила частоты для строительства общероссийской сети мобильной связи самого продвинутого стандарта LTE. Благодаря этому оператор, дотоле работавший лишь в нескольких городах и предоставлявший только беспроводной интернет-доступ по технологии WiMax, получил настоящую «путевку в жизнь» – статус федеральной компании и право предоставлять абонентам все виды услуг связи, от голосовой до интернет-доступа. Пока конкуренты – операторы сотовой «большой тройки» и «Ростелеком» участвовали в конкурсе на частоты для LTE, «Скартел» начал строить в регионах первые сети. Сегодня он запускает две очередные – в Петербурге и Казани. В преддверии этих запусков новый гендиректор «Скартела» Игорь Торгов рассказал «Ведомостям», как компания использует полученную фору, почему ее первым и пока единственным партнером в строительстве сети и предоставлении услуг LTE стал «Мегафон» и сможет ли «Скартел» извлечь выгоду из назначения его бывшего гендиректора Дениса Свердлова на должность замминистра связи. В интервью также участвовал управляющий директор Yota Networks (отвечает за поддержку сети и взаимодействие с другими операторами) Егор Иванов.

1997

работал в российском подразделении Columbus

2001

директор по развитию бизнеса компании Navision

2003

руководитель Microsoft Business Solutions в России

2005

вице-президент Columbus IT Partner по Восточной Европе

2008

вице-президент, затем исполнительный директор «Скартела»

2012

генеральный директор «Скартела»

Новая война за частоты

В сентябре 2011 г. Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) выделила «Скартелу» полосу частот в диапазоне 2,5–2,7 ГГц шириной 60 МГц для строительства сети LTE по всей стране. Этому предшествовала война за частоты, длившаяся более года. В июле 2010 г. Роскомнадзор отозвал у «Скартела», уже тогда работавшего в этом диапазоне, но в менее перспективной технологии WiMax, разрешения на использование некоторых частот, выданные компании полугодом ранее, ссылаясь на допущенные при их выдаче нарушения. Это ставило под вопрос возможность расширения бизнеса «Скартела». Участники рынка подозревали, что частоты изымаются в интересах компаний, претендующих на право построить сети LTE: они интересовали всех участников «большой тройки» (МТС, «Вымпелком» и «Мегафон»), государственный «Ростелеком», а также малоизвестную тогда «Основу телеком», учрежденную незадолго до того Виталием Юсуфовым (сыном тогдашнего помощника президента Игоря Юсуфова) и «Воентелекомом» (структура Минобороны). За выдачу LTE-частот «Основе» ратовал, в частности, министр обороны Анатолий Сердюков, и тогдашний президент Дмитрий Медведев поручил Минкомсвязи проработать такую возможность. Чтобы вернуть частоты «Скартела», потребовались активные усилия Сергея Чемезова (возглавляемые им «Ростехнологии» – один из совладельцев «Скартела») и личное вмешательство тогдашнего премьера Владимира Путина. В итоге ГКРЧ выдала нужные частоты и «Скартелу», и «Основе телеком» вне конкурса, «большая тройка» и «Ростелеком» выиграли пригодные для LTE (но пока занятые военными) полосы частот только в июле 2012 г., а другие претенденты, например Tele2 и «Транстелеком», не получили вообще ничего.

ООО «Скартел»

Оператор мобильного широкополосного доступа. Акционеры: 100% – у Garsdale Services Ltd., 82% которой принадлежит Алишеру Усманову, 13,5% – фонду Telconet Capital Сергея Адоньева, а 4,5% – «Ростехнологиям». Выручка (управленческая отчетность, 2010 г.) – 3,73 млрд руб., чистая прибыль – 385 млн руб.

Что такое LTE

В теории стандарт LTE позволяет передавать данные (в частности, загружать интернет-страницы) со скоростью до 326,4 Мбит/с. На практике – например, в московской LTE-сети «Мегафона» – скорость на порядок ниже, около 20 Мбит/с. Тем не менее это уже сопоставимо с качеством интернет-доступа по сетям фиксированной связи в отличие от традиционных сетей 3G, где скорость передачи данных в среднем около 3,2 Мбит/с.

– В апреле Yota запустила в коммерческую эксплуатацию первую российскую сеть 4G LTE в Новосибирске, в мае – в Москве, с тех пор их появилось еще несколько. Сколько абонентов подключено за это время? Удалось ли сохранить базу пользователей сетей WiMax после их отключения?

Игорь Торгов: Если говорить про активную трехмесячную абонентскую базу (учитываются абоненты, совершавшие последнюю платную транзакцию не более трех месяцев назад. – «Ведомости»), то у нас сейчас порядка 600 000 абонентов. Но имеет смысл отдельно рассматривать те города, где у нас раньше был WiMax, и мы совершили переход на LTE, и те, где мы сразу запустили 4G LTE. Города, где был осуществлен переход с сети WiMAX на LTE (что потребовало замены пользовательского оборудования стандарта WiMax на LTE. – «Ведомости»), – это Краснодар, Сочи, Москва и Уфа; остался еще Петербург, где мы переключим сеть в конце этой недели. Таким образом, к сентябрю, как и обещали регулятору, прекратим использование WiMax, наши абоненты будут пользоваться только услугами [мобильной связи] 4G LTE. Еще три города были запущены с нуля: Новосибирск, Самара и Владивосток, в ближайшее время собираемся запустить сеть в Казани. В городах, где мы переходили с WiMax на LTE, у нас действовало специальное предложение: все активные пользователи могли получить устройство LTE бесплатно, это касалось тех, кто был активным на момент объявления о переключении сети. В Москве, например, мы сделали подобное объявление за два с половиной месяца до фактического переключения. Кроме того, все клиенты, которые возобновляли использование или подключались к WiMax-сети в период выдачи новых устройств, также могли получить устройства бесплатно.

В Краснодаре, Сочи и Уфе наша активная абонентская база даже несколько увеличилась – активные абоненты на 99% воспользовались правом и получили LTE-устройства, плюс в период их выдачи активизировались те абоненты, которые по тем или иным причинам прекратили использование сети, но опять подключились. В Москве ситуация была немного другая – мы не потеряли абонентскую базу, но и большого роста пока не произошло.

– Сколько абонентов сейчас приходится на Москву?

И. Т.: Около 300 000, т. е. практически половина всей абонентской базы.

В новых городах рост абонентской базы соответствует нашим ожиданиям. Мы учитывали несколько факторов: во-первых, что Yota – новый бренд для региона, а LTE – новая услуга, во-вторых, что цена основного устройства доступа USB-модема еще достаточно высока. 2990 руб. за модем – это как минимум в 2 раза выше средней цены 3G-модема.

– Почему отложился запуск в Петербурге? Ведь изначально речь шла о 19 августа.

И. Т.: После осуществления перехода с WiMax на LTE в нескольких городах у нас появилось знание относительно того, какой процент пользователей должен получить устройства LTE до момента фактического запуска, для того чтобы после запуска не возникло ажиотажа в торговых точках и тем, кто не успел поменять устройства, не пришлось долго стоять в очереди. Мы определили этот уровень в 75% от абонентской базы WiMax. За несколько дней до 19 августа в Санкт-Петербурге мы увидели, что этой критической массы еще не набрали: август – период отпусков, и, возможно, какое-то количество людей просто не успело из них вернуться. Поэтому мы и приняли решение отложить срок запуска, чтобы не создавать неудобств для людей. Сейчас мы видим, что порядка 80% абонентов устройства LTE получили.

Егор Иванов: Получилось символично: у нас в один и тот же день выключается последняя сеть WiMax (в Питере. – «Ведомости») и включается сеть LTE в Казани, которая в свое время – два года назад – была первой LTE-сетью, построенной в России, и второй сетью в мире.

– Не знаю, как в других городах, а в Москве многие бывшие пользователи WiMax жаловались на дефицит устройств, позволяющих подключиться к LTE...

И. Т.: Действительно, был дефицит мобильных роутеров (приемопередающее устройство, с помощью которого интернет-трафик маршрутизируется между ближайшей базовой станцией и компьютером пользователя. – «Ведомости»). Когда мы объявляли о переходе, в нашей абонентской базе WiMax было четыре типа пользователей: самая многочисленная группа пользовалась USB-модемами, затем шли пользователи ноутбуков со встроенным модулем WiMax, часть людей использовала портативные роутеры (если помните, первая модель выглядела как яйцо и называлась Yota Egg, а затем появилась Yota Many), и, наконец, были владельцы фиксированных роутеров. Для того чтобы не ухудшать пользовательский опыт этих людей и соблюсти справедливость, мы решили сделать обмен следующим образом: если у пользователя есть модем или ноутбук со встроенным WiMax, мы предлагали ему модем, а если он имел мобильный или стационарный роутер, мы предлагали адекватную замену в виде мобильного и стационарного LTE-роутера соответственно. Предлагать в этом случае модем было бы неправильно, потому что человек покупал устройство, имея в виду несколько другой сценарий использования.

С модемами и стационарными роутерами у нас проблем не было, они всегда имелись в наличии, но проблемы возникли с мобильными роутерами. LTE – новая технология, и первые процессоры, которые поддерживают любую новую технологию, всегда отличаются повышенным энергопотреблением. Для стационарного роутера это никакой проблемы не составляет, равно как и для модема, поскольку они всегда подключены к какому-то большому, а часто и к постоянному источнику питания. А для мобильных роутеров это критический параметр. На определенном этапе возникли проблемы с поставщиком этих устройств, который не мог добиться минимально приемлемого, с нашей точки зрения, времени автономной работы батарейки. В итоге у нас ушел месяц, чтобы добиться необходимого результата. Поэтому поставки мобильных роутеров задержались, и во многом из-за этого мы продлили период замены оборудования в Москве: изначально планировали запустить LTE 15 апреля, а запустили 10 мая. Зато большинство пользователей, которым нужны были мобильные роутеры, смогли их получить. Это примерно 8% нашей абонентской базы.

– Что это за поставщик?

И. Т.: Quanta Microsystems, тайваньский сборщик, с которым мы достаточно давно сотрудничаем. При этом модемы мы делаем в партнерстве с Quanta. У нас есть подразделение Yota Devices, которое разрабатывает устройства с точки зрения дизайна, материалов, алгоритмов работы и всех технических спецификаций, а Quanta их собирает. WiMax-модем Yota One, мобильный роутер Yota Many, а также Yota-модем 4G LTE, который мы сейчас продаем, были разработаны в Yota Devices и собраны на Quanta. А мобильный роутер 4G LTE был разработан не нами, а самой Quanta, поэтому у нас было меньше возможностей контролировать этот процесс.

– Главное преимущество стандарта LTE и перед 3G, и перед WiMax – более высокая скорость передачи данных. Насколько выросла средняя скорость загрузки и передачи данных в сети Yota? И как поменялся средний счет на пользователя?

И. Т.: Средний счет при переходе с WiMax на LTE у нас сильно не изменился – он находится в диапазоне 700–730 руб. в месяц (без НДС). Это связано с тем, что мы не меняли ценовые условия, а только улучшили предложение – при той же самой плате стали давать большие скорости. Если говорить про среднюю скорость – мы не очень любим использовать это понятие, потому что оно мало о чем говорит, это как средняя температура по больнице. Тем более что каждый пользователь сам выбирает для себя скорость, от которой зависит его абонентская плата, и может менять ее в любое время. Но средняя скорость в LTE-сети, конечно же, увеличилась – и в общем-то весьма сильно. Тут скорее имеет смысл говорить про среднюю максимальную пропускную способность базовой станции. В свое время мы говорили, что в лабораторных испытаниях этот показатель в LTE оказался примерно в 2,5 раза выше, чем в WiMax. На реально работающей сети уже сейчас мы видим, что он больше в 2 раза, и я уверен, что скоро мы достигнем лабораторных показателей через постоянную оптимизацию сети, которой сейчас активно занимаемся.

Особенно сильно выросла средняя скорость в канале uplink (передача данных от пользователя на сайт. – «Ведомости»), в этом смысле технология LTE FDD, которую мы используем, выгодно отличается от TDD (FDD – frequency division duplex – для приема и передачи данных используются разные полосы частот; TDD – time division duplex – оба потока данных идут по одной и той же полосе попеременно. – «Ведомости»).

Еще одним важным параметром, который во многом определяет качество ряда интернет-сервисов (например, онлайн-игр), является latency (время передачи информационных пакетов) – в LTE этот показатель также в разы лучше, чем в WiMax.

– Сколько базовых станций LTE уже установлено в Москве и области? И планируется ли расширение?

Е. И.: Сейчас их порядка 1600. Для качественного покрытия необходимо около 2500 базовых станций, мы построим их до конца этого года. Дальнейший рост количества базовых станций будет связан с динамикой набора абонентов оператором и с потребностями емкости сети.

– Эксперты оценивают стоимость установки одной базовой станции LTE в $50 000–60 000 – без учета оптоволокна, сопутствующего оборудования, энергоснабжения, вентиляции и т. д. Если умножить на 1600 базовых станций, получается, что Yota уже инвестировала только в московский запуск LTE $80–96 млн. Эти расчеты похожи на правду?

Е. И.: Неправильно было бы применять эту формулу к абсолютной цифре инвестиций на сегодняшний день, потому что в большинстве контрактов действуют схемы с постоплатой и длительной отсрочкой платежей. Совокупный объем принятых нами обязательств распределяется примерно на пятилетний период. Но если говорить про относительные цифры инвестиций на одну базовую станцию, то они гораздо ниже тех экспертных оценок, которые вы приводите.

– Финансируется строительство за счет кредитов?

Е. И.: Да. Строительство сети осуществляется как на средства акционеров, так и за счет кредитов, а также вендорного финансирования.

– Сеть LTE в Казани была построена еще два года назад, а запускается только сейчас. В какой мере это связано с местным оператором ТВТ, с октября 2011 г. принадлежащим МТС и долго не освобождавшим выделенные Yota частоты?

Е. И.: Да, в Казани мы не могли запустить сеть из-за вещания на наших частотах передатчиков MMDS оператора ТВТ. В мае 2012 г. мы принципиально договорились о временной эксплуатации сети Yota Networks компанией МТС в Казани с целью проверки условий и технических возможностей интеграции [наших сетей] и ждали, когда ТВТ завершит все процедуры, связанные с освобождением необходимых частот.

– В июле 2012 г. у «Скартела» и «Мегафона» появился общий акционер – Garsdale Services, но слухи о предстоящем объединении ходили еще в конце 2011 г. Как раз тогда два оператора договорились совместно строить LTE-сети. Какую роль сыграли акционерные отношения в том, что Yota договорилась о партнерстве именно с «Мегафоном»?

Е. И.: Это не связано с акционерной историей. Подтверждением этого может стать аналогичная договоренность с любым другим оператором, которые сейчас обсуждаются. Наш договор с «Мегафоном» лежит в плоскости операционных интересов, а само партнерство необходимо рассматривать как два независимых направления.

Первое – двусторонний договор о совместном использовании инфраструктуры. Как мы можем использовать инфраструктуру «Мегафона» – его площадки, магистральные каналы, центры обработки данных, – так и он может использовать нашу, например, в Сочи и Краснодаре, где у нас развитая транспортная инфраструктура (транспортные каналы связи. – «Ведомости»).

Второе – это договоры MVNO, по которым «Мегафон» оказывает услуги LTE как виртуальный оператор связи, используя сети Yota Networks. А Yota может предоставлять услуги передачи данных, используя сети 2G/3G «Мегафона».

– И с «Ростелекомом», и с МТС вы подписали соглашение о намерениях уже много месяцев назад, как и с «Мегафоном», но с ними так до сих пор и не договорились. Некоторые операторы считают, что вы предлагаете им невыгодные условия.

И. Т.: Надо сказать, что и сама Yota как бизнес-единица работает с Yota Networks на таких же условиях, как «Мегафон».

Е. И.: Совершенно верно. Всем операторам, с которыми мы вели или ведем переговоры, мы предлагаем абсолютно аналогичные условия. Это рыночные условия, в противном случае, у нас вообще не было бы шансов договориться ни с одним оператором, что противоречит самой сути бизнеса Yota Networks, как оператора для операторов. Сейчас же, согласно условиям размещенной нами оферты, мы находимся в стадии сбора заявок от операторов и перейдем к активным переговорам в сентябре.

– В оферте говорится, что сеть Yota Networks может выдержать четырех операторов. Два уже есть – если придут еще двое и нагрузка на сеть удвоится, не ухудшится ли качество услуги для абонентов?

Е. И.: Количество операторов не связано с с ограничениями по емкости и качеству сети, а связано лишь с текущей версией программного обеспечения оборудования LTE, которая не может поддерживать более 4-х MVNO операторов.

Что же касается качества услуги при модели MVNO, то, в этом и заключается главная задача Yota Networks, как оператора для операторов – таким образом планировать и управлять LTE сетью, чтобы у абонентов операторов не возникало проблем с качеством.

Сама технология LTE также не стоит на месте –постоянно появляются новые технические и программные решения, улучшающие скорости и качество предоставляемых услуг.

И. Т.: Емкость тех сетей, которые уже построены в новых городах, очень большая, а поскольку и Yota, и «Мегафон» пока находятся только на начальном пути приобретения абонентов, то такой вопрос пока не стоит.

– Сказался ли переход бывшего гендиректора компании Дениса Свердлова на должность замминистра связи и массовых коммуникаций на взаимоотношениях «Скартела» с регулятором?

И. Т.: Все прекрасно понимают, что перед Денисом теперь стоят не коммерческие задачи, а исключительно государственные. В этом смысле в нашем общении с министерством ничего не изменилось – и не должно было измениться.

Е. И.: Если сейчас остаются какие-то вопросы из прошлого, которые знает только он, то дозвониться невозможно. (Смеется.)

– А через секретаря? Или sms отправить?

И. Т.: Надеемся, что, может, удастся немного пообщаться в четверг в Казани, где он будет присутствовать на пресс-конференции. (Смеется.)

– В ноябре вступают в силу поправки к законам «О связи», «О защите детей» и «Об информации...», легализующие введение черных списков веб-ресурсов, которые провайдерам нужно будет блокировать. Многие операторы опасаются, что внедрение соответствующих систем фильтрации контента обойдется им в миллиарды рублей. Что думаете по этому поводу вы?

И. Т.: Пока трудно ответить на этот вопрос однозначно. Нет четких инструкций на уровне подзаконных актов, что именно и как операторы должны делать. Нужно ли отключать полностью доступ к сайту или, например, вводить какую-то сложную фильтрацию контента? Сейчас мы изучаем этот вопрос и ждем большей конкретики, чтобы понять, можем ли мы технически это делать, какие программно-аппаратные средства для этого потребуются, можно ли будет обойтись тем, что уже установлено, но используется для других целей.

Мы законопослушный оператор, и, если нужно будет выполнять требования закона, мы, конечно же, будем это делать.

– Вхождение «Скартела» в один холдинг с «Мегафоном» как-то отразится на операционном взаимодействии двух компаний?

И. Т.: Никаких операционных изменений не произошло. В операционном смысле мы остаемся абсолютно независимы от «Мегафона», и у нас абсолютно рыночные договоры и по обмену инфраструктурой, и по MVNO.

– «Скартел» не раскрывает финансовые результаты. Но, может быть, вы сможете поделиться самыми общими данными – какая динамика выручки, прибыльна ли компания?

И. Т.: Озвучивать цифры мы пока не можем, поскольку они в стадии аудита. Если говорить про выручку в общем, сейчас она стала расти, хотя на период переключения абонентов из WiMax в LTE роста, конечно, не было. В тот момент мы ставили задачу выручку сохранить, и можно сказать, что мы справились.

– LTE – это не только мобильный интернет-доступ, но еще и голосовая связь. Ведете ли вы переговоры с поставщиками LTE-смартфонов?

И. Т.: Пока Yota принципиально договорилась с «Мегафоном» об использовании его 3G- и 2G-сетей для передачи данных. Это даст нам возможность запустить полноценный сервис для смартфонов от лица Yota – после того как завершим обсуждения, мы подпишем соглашение и проведем техническую интеграцию. Когда это произойдет, сказать пока сложно, но желание и намерение такое у нас есть – и весьма сильное.

Крупные зарубежные LTE-операторы, например Verizon или NTT DoCoMo, уже предоставляют услугу для смартфонов, но конвергентную: у вас есть sim-карта, благодаря которой можно совершать звонки и обмениваться данными как в сетях 3G, так и в LTE. Для клиентов очень важна возможность совершать обычные голосовые вызовы, но очевидно, что покрытие сетей GSM и 3G гораздо больше, чем сегодняшнее покрытие сетей LTE. Поэтому все операторы делают услугу конвергентной, когда все голосовые вызовы априори делаются из сетей 2G/3G. Когда на телефон приходит голосовой звонок или сам абонент хочет позвонить, аппарат переключается из режима 4G в 3G, а когда разговор заканчивается, он опять возвращается в 4G.

Более долгосрочная и интересная история связана со стандартом VoLTE, который с сентября запускается в порядке эксперимента операторами SK Telecom, LG Upkus в Южной Корее и MetroPCS в Америке. Это стандарт передачи голоса априори через LTE-сеть (т. е. по интернет-протоколу), когда на телефоне используется стандартный интерфейс для звонков. Но если вдруг абонентское устройство в процессе разговора «выпадает» из IP-сети, этот стандарт позволяет продолжить сессию, переключившись в другую сеть. Это только появляющийся стандарт, еще неофициальный, но мы на него тоже активно смотрим.

– Российские чиновники мечтают сделать Россию инновационной державой, а Yota – один из самых продвинутых в технологическом смысле операторов. К вам не обращались за рекомендациями? И насколько реалистичной вы считаете идею рождения инноваций в России?

Е. И.: Конечно, как у молодой и динамичной компании, амбиции, стремление к лидерству и гордость за страну у нас в крови, это наша ДНК. Еще раз напомню: когда мы включили LTE-сеть в Казани в 2010 г., мы были вторыми в мире. И это двунаправленный процесс: с одной стороны, мы сами всеми силами стараемся проникнуть в различные международные объединения, стараемся обмениваться опытом, общаться. С другой – и мы делимся опытом. Во многом, конечно, в этом направлении нас поддерживает наш акционер – «Ростехнологии». В декабре мы рассчитываем объявить об одном очень крупном технологическом проекте, где у России будет пальма первенства.

И. Т.: С другой стороны, инновации не обязательно могут быть техническими, они могут лежать в каких-то других областях. В частности, мы предложили новый взгляд на то, как должна быть организована современная телеком-компания, разделив инфраструктурный бизнес (Yota Networks) с бизнесом, нацеленным на обслуживание абонентов (Yota).

Е. И.: В Yota мы создаем плоскую структуру управления, уходя от большого количества иерархий, давая сотрудникам большую самостоятельность и возможность брать ответственности за результат, «думать от начала до конца», а не в рамках узкоограниченной зоны ответственности. Это тоже своего рода инновация.