Вышки переехали


«Арабская весна» заставила нефтегазовые компании по-новому взглянуть на регион Средиземного моря. В считавшейся бесперспективной области оказались огромные запасы, говорит Брайан О’Катэйн из Petroceltic.

По оценкам геологической службы США, Левантийский бассейн содержит 1,7 млрд баррелей потенциальных запасов нефти и 122 трлн куб. футов газа. С 2009 г. на шельфе Израиля и Кипра было обнаружено около 35 трлн куб. футов газа – почти половина ресурсов Канады. Больше возможностей открылось в Египте, Ливии и Тунисе, констатирует Бигг Хиббс из Mediterranean Oil & Gas (MOG). Интерес есть к Испании и Ливану.

Один из последних дебютантов на нефтяной карте региона – Мальта. Genel Energy (ею управляет бывший исполнительный директор BP Тони Хейворд) заявила, что купила у MOG доли в месторождениях на побережье острова. Эта сделка – ставка на то, что офшорные месторождения Мальты окажутся богатыми благодаря близости с Ливией. Мальта – продолжение одного из самых больших ливийских нефтяных бассейнов – Сирта, надеется Хейворд.

Рост добычи в Средиземноморье может спровоцировать ужесточение конкуренции за ресурсы между странами, пишет FT. Турция посоветовала компаниям держаться подальше от побережья Кипра. А Италия пыталась опротестовать тендер Мальты, утверждая, что на конкурс выставлены месторождения в ее части Ионического моря. Мальта спорит с Ливией за офшорные зоны на юге, Израиль и Ливан – за месторождение «Левиафан», партия «Хезболла» обвиняла Израиль в краже ливанского газа.

И все же эти проекты не изменят расстановку сил на рынке, убежден Денис Борисов из Номос-банка: они рассчитаны на 25–40 лет и серьезный рывок технологий.