Игроки: Раньше казалось: 5–6 терабайт – это много

ОАО «Банк «Уралсиб»

Владелец – ОАО «Финансовая корпорация «Уралсиб». Финансовые показатели (данные «Интерфакс-ЦЭА» на 1 июля 2012 г.: активы – 403,2 млрд руб. (14-е место среди российских банков), собственный капитал – 41,7 млрд руб., нераспределенная прибыль – 166,2 млн руб.

Банк «Уралсиб» – это в основном розничный банк, 45 филиалов, 450 000 точек продаж и сотрудников порядка 15 000 человек. Но самое интересное – наши клиенты: кто они, что покупают, как и где покупают.

По розничным клиентам у нас объем базы данных составляет порядка 18 терабайт, и она растет. Мы раньше думали, что 5–6 терабайт – это много. Сейчас данных так много и они так разнообразны, что анализ – как информацию использовать, чтобы продавать больше, качественнее и быстрее, – для нас особенно важен. Мы проанализировали, сколько продуктов приходится в среднем на клиента. Получается – 2–3. А в американских и европейских банках – 4–5. Поэтому одна из ключевых задач нашего розничного блока – увеличить количество и качество продуктов.

Данных, как я сказал, очень много, но, как говорится, garbage in, garbage out (мусор на входе, мусор на выходе) – тяжело их анализировать, если они некачественные. И в банке появилась инициатива: очистка данных. Я знаю, что несколько лет назад Сбербанк прошел через это и избавился от достаточно большого количества задвоенных или несуществующих клиентов.

В последние два года в банке «Уралсиб» происходит много трансформаций даже с учетом прошедшего и наступающего кризиса. Сейчас идет несколько программ, в том числе централизация основной банковской системы и оптимизация банковских затрат на сопровождение операционной деятельности. В конце августа открывается операционный офис в Твери на 1200 мест, куда у нас будет релоцирован весь дистанционный бэк-офис.

Однако если сейчас у нас инфраструктура банковских систем распределена и сбой в одной системе в каком-либо из филиалов приведет к проблеме одного филиала, то в централизованной архитектуре – если она инженерно недостаточно продумана и выстроена и еще раз не протестирована – это может привести к серьезным последствиям для всего банка. Поэтому одна из последних наших инициатив – план по созданию отказоустойчивого и непрерывного бизнеса – тоже поднялась по значимости на высокий уровень. Мы рассматриваем систему распределенных ЦОДов, поскольку банк покрывает фактически все часовые пояса. Очень важно создать отказоустойчивую, надежную инфраструктуру. Если что-то происходит в главном ЦОДе – идет переключение на резервный, а в перспективе мы смотрим на модель 2+1.

На рынок у разных банков выходят разные мобильные приложения. Банк «Уралсиб» в свое время был одним из первенцев в интернет-банкинге, вообще банк очень интересен с точки зрения функциональных возможностей продуктов. Но сейчас функциональность наших продуктов мы не можем в полной мере использовать в мобильном банке. А бизнес всегда бежит впереди, они [банкиры] хотят взаимодействия и с помощью мобильного клиента, и через колл-центры – то есть создания некого единого интерфейса по взаимодействию с клиентом. В конце августа мы должны запустить вторую версию интернет-банка с подключением через мобильные устройства, это будет достаточно интересное решение для рынка.

По поводу IT-инфраструктуры в связи с развитием централизации.

Для меня как для СIО очень важно иметь понимание, что происходит с инфраструктурой, что происходит с моими приложениями, с моими каналами и с рядом ключевых информационных ресурсов. Значит, необходимо создание единой системы мониторинга IT, которая нам позволит в едином портале получать эту информацию, а в перспективе создать некую систему KPI (Key Performance Indicators – ключевые показатели эффективности), чтобы отслеживать, как IT-подразделение работает по конкретным направлениям.