Мун Сон Мён: Мун Сон Мён, создатель Церкви объединения

Один из самых успешных религиозных предпринимателей в современном мире – так говорят о Мун Сон Мёне. Лидер мунистов, глава Церкви объединения построил гигантскую, разнообразную бизнес-империю. В ночь на 3 сентября смерть оборвала яркую жизнь 92-летнего Мун Сон Мёна
Jo Yong hak/ Reuters

Идеальный брак

Особое место в учении Муна занимает культ идеальной семьи. Ее должны были создать Адам и Ева, но та согрешила с дьяволом. Потом на землю пришел Иисус Христос, но не успел создать семью до распятия. Потом появился Мун. Свою жену Хан Хакча Мун называет Истинной матерью, себя – Истинным отцом и мессией, правда, в последние годы он оговаривался: «Впрочем, как и вы», пишет WSJ. Церковь объединения прославилась массовыми бракосочетаниями. Так, в 2009 г. в Сеуле в церемонии приняло участие 40 000 человек. Пары Мун отбирал сам, это могли быть не знакомые прежде люди, говорящие на разных языках.

Я противоречивый человек, – писал Мун Сон Мён в предисловии к своей автобиографии «Человек планеты, любящий мир», вышедшей в 2010 г. – Даже простое упоминание моего имени вызывает у людей тревогу и беспокойство. Я никогда не стремился к славе или богатству и всю жизнь только и делал, что призывал к миру». Тем не менее он стал весьма успешным предпринимателем, развивающим бизнес-активы совершенно разного профиля во многих частях света, от Кореи и Японии до обеих Америк. Американцы жалуются, что каждым походом в суши-бар они поддерживают долларом Церковь объединения. Но сделать ничего не могут – основанный приверженцами этой религии бизнес буквально захватил рынок морепродуктов не в последнюю очередь благодаря тому, что многие работают здесь не только за зарплату, но и за идею. «Он – один из самых успешных религиозных предпринимателей в современном мире», – отозвался о Муне в прошлом году на страницах WSJ его сын Мун Кук Джин.

Молитва и оружие

Мун Сон Мён родился в 1920 г. в маленькой деревушке, сейчас расположенной на территории КНДР. Ему было 10 лет, когда родители, исповедовавшие смесь конфуцианства, буддизма и местных религий, решили принять христианство. «Когда мне исполнилось шестнадцать, у нас в семье произошла трагедия – за один год умерло пять моих младших братьев и сестер [всего в семье было 13 детей]», – писал он. Эти и другие события жизни Муна толкнули его к тому, чтобы больше времени посвящать молитве – церковные проповеди не давали ему исчерпывающих ответов. В апреле 1935 г. произошло то, что изменило его жизнь. Как утверждает Мун, после ночной молитвы ему явился Иисус и повелел «взять на себя особую миссию и выполнить на земле Божий труд». «Иисус очень ясно поведал о том, что мне предстоит сделать», – писал Мун.

Мун не стал ограничиваться теологией. Он окончил школу в Сеуле и в 1941 г. уехал в Японию, в то время оккупировавшую Корею, изучать электротехнику. В 1943 г., пишет Business Week, он вернулся на родину, чтобы проповедовать.

Его миссионерская деятельность привлекла внимание властей. Он был арестован в 1944 г. по обвинению в антияпонской деятельности, но не сознался и был отпущен (по другой версии – бездыханным выброшен за ограду тюрьмы, но прихожане его подобрали и выходили). На смену оккупантам пришла новая, коммунистическая власть, но и та в 1948 г. приговорила Муна к пяти годам лишения свободы. Два с лишним года он работал на рудниках, пока наступление армии США и южнокорейских военных не привело к тому, что испуганная происходящим охрана в октябре 1950 г. позволила заключенным разбежаться. В 1954 г. Мун создал свою церковь, сейчас известную как Церковь объединения. Одновременно он основал и светскую компанию, которая производила ружья, чтобы поддержать борьбу армии Южной Кореи, пишет WSJ. Используя ресурсы прихожан, Мун стал развивать бизнес, покупать новые активы, а попутно задумался о зарубежной экспансии – как духовной, так и деловой.

Голубой тунец – золотое дно

Выходом на зарубежные рынки Церковь объединения занялась еще в конце 1950-х гг., утверждает WSJ. Уже в начале 1970-х гг. миссионеры церкви пытались работать в 127 странах (из всех четырех коммунистических стран, куда они были посланы, их депортировали), вспоминал Мун. При этом он уверял, что центром духовной битвы являются именно США, так что в 1971 г. переехал в эту страну, чтобы лично руководить сражением. В 1976 г. его церковь арендовала нью-йоркский стадион «Янки» для проведения фестиваля в честь 200-летия Декларации независимости, на котором он возвестил, что Америка во власти Сатаны. По оценкам Business Week, на мероприятии присутствовало 27 000 человек.

Мун путешествовал по Америке и произносил яркие проповеди (на корейском, общаясь с помощью переводчика), пишет Business Week. А попутно разворачивал с помощью адептов своей веры уличную торговлю цветами и свечками. Но этого бизнеса ему было мало.

«Никто и не догадывался, что я, отправившись [в 1970-х] в мировое турне, уже начал разрабатывать план, который позволил бы нам расширить наше экономическое основание и вывести его на мировой уровень. С ростом церкви и увеличением числа миссий наши финансовые потребности для поддержания деятельности значительно возросли. Нам был необходим какой-то доход. И пока я объезжал 48 штатов США, я ломал голову над тем, каким бизнесом нам заняться, чтобы хватило средств на осуществление всего, что мы запланировали», – писал Мун в автобиографии.

Его внимание поначалу привлекло скотоводство, но, подсчитав инвестиции и рентабельность, Мун отказался от этой идеи. И тут обнаружил, что один голубой тунец стоит более $4000, а для добычи «все, что нам нужно, – это небольшое суденышко, на котором мы могли бы выйти в море и наловить рыбы». Члены церкви стали рыбачить в море на небольших 10–13-метровых катерах. При этом не прекращались исследования, составлялись графики миграции тунца и шел поиск новых богатых рыбой мест. Кроме того, выстраивался вертикально-интегрированный холдинг.

От балета до женьшеня

В 1980 г. в речи «Путь тунца» Мун говорил: «Построив суда, мы ловим с них рыбу, готовим ее к продаже и занимаемся дистрибуцией. Это не просто чертеж на доске – я уже воплотил это». «По поручению [Муна] пять молодых человек приехали в Чикаго и открыли маленькую рыбную лавку на Элстон-авеню, – рассказывала газета Сhicago Tribune. – Американцы и японцы работали бок о бок долгие изнурительные часы, ночевали в коммуналке, но потихоньку строили основание для коммерческой империи... Мун и его соратники создали бизнес, ставший одним из лидеров в области суши и принесший миллионы долларов». В начале работы компании помогало и то, что среди верующих были китайцы, японцы и корейцы, которым легче было найти язык с владельцами национальных ресторанов. Со временем основанный в 1975 г. концерн True World Group со штаб-квартирой в Нью-Джерси стал поставлять продукцию в 9000 ресторанов суши по всей территории США. По опросу издания, в Чикаго из 17 ресторанов 14 снабжаются этой компанией. Как сказал владелец одного из ресторанов: «Мы пытаемся не думать о религиозной составляющей. Мы не согласны с их верой, но это не имеет никакого отношения к бизнесу».

Финансовую мощь Церкви объединения сложно оценить. Частный детектив Лоренс Зилу, на данные которого ссылается Washington Post, более 10 лет изучал этот вопрос и пришел к выводу, что оборот Unification Church International (UCI, некоммерческая организация, контролирующая бизнес церкви) в середине 1980-х превышал $500 млн. Но основные богатства церкви сосредоточены в Азии, отмечает издание. Только в Южной Корее она владеет земельными участками стоимостью более $1 млрд. А высокопоставленный источник газеты в церкви в 1984 г. признавался, что за предыдущие пять лет из Японии в США было инвестировано $800 млн.

Активы, которые контролируются Церковью объединения, крайне разнообразны, пишет Washington Post. Так, в Вашингтоне это и школа балета (проект одно время вел, по данным газеты, Олег Виноградов из Мариинского театра), и архитектурная фирма, и магазины, в Японии – продажа религиозных товаров, добыча морепродуктов на Аляске, производство оружия и сбор женьшеня в Корее, турфирма на Манхэттене и сеть отелей National Hospitality Corporation в США, конеферма в Техасе, огромные земельные владения в Южной Америке и даже медиаимперия.

Дружба с властью

«Замысел заключался в том, чтобы, как Дисней, контролировать разные СМИ, трудясь во славу Божию», – рассказывал Washington Post Рон Пакетт, который возглавлял звукозаписывающую студию церкви в Нью-Йорке Manhattan Center Studio, пока в 1994 г. не вышел из церкви. В рамках этой концепции в 1982 г. структуры, связанные с церковью, запустили газету The Washington Times, в 1994 г. вложили $11,5 млн в контрольный пакет американского телеканала Nostalgia Network, в 2000 г. приобрели агентство новостей United Press International.

Но многие проекты Муна убыточны, говорит Пакетт, они затеяны по имиджевым соображениям: «Например, они могут показать президенту страны нашу танцевальную студию и газету, чтобы потом использовать имя и изображение президента для поднятия престижа Муна». Ради этой цели Мун стремился установить контакты с сильными мира сего. Например, Михаил Горбачев принял Муна во время визита последнего в СССР в апреле 1990 г. В 1974 г. в разгар Уотергейта Мун встретился с тогдашним президентом США Ричардом Никсоном в Белом доме и после этого разместил в ряде американских газет рекламные объявления, призывающие американцев «Простить, любить и объединиться». Несмотря на антикоммунистическую риторику, Мун, страстный рыбак, нашел общий язык с Ким Ир Сеном. Когда ему удалось добиться личной встречи, лед между двумя земляками быстро растаял от многочисленных баек, пишет WSJ. Так, Ким Ир Сен рассказал, как на горе Пэктусан столкнулся с медведем и три часа не осмеливался отвести от него взгляда, чтобы животное не кинулось на человека. В ответ Мун поведал, что «на острове Кодиак на Аляске можно поймать палтуса величиной с медведя». Хорошие отношения принесли и финансовую выгоду: Мун в 2002 г. смог открыть в КНДР автомобильный завод Pyeonghwa – СП принадлежащего ему южнокорейского автопроизводителя Pyonghwa Motors (70%) и северокорейской Ryonbong General Corp (30%).

Не всегда дела у Муна шли гладко. Ему был запрещен въезд в ряд стран шенгенской зоны, а также в Британию и Японию, где деятельность Церкви объединения была признана опасной. В 1982 г. Муну намекнули, что ему лучше не возвращаться из очередной поездки обратно в США. Но он не послушал и стал фигурантом дела о неуплате налогов. Его признали виновным в сокрытии налогов на $162 000, и в 1984 г. он в очередной раз оказался в тюрьме, на этот раз на 18 месяцев. Как пишет WSJ, он вышел на пять месяцев раньше срока за примерное поведение. При этом издание отмечает, что, несмотря на все трудности, Муна, видимо, можно назвать первым корейским миллиардером. Теперь жене и детям Муна, которые возглавляют различные компании бизнес-империи, предстоит сохранить то, что досталось им в наследство от сына бедного многодетного корейского крестьянина.

В подготовке статьи участвовала Полина Темерина