КТК не хватает давления

Увеличение мощности Каспийского трубопроводного консорциума может затянуться как минимум на полгода, признал вице-президент «Транснефти» Михаил Барков. Причина – в рассогласованности управления международным проектом
Д.Гришкин/ Ведомости

Отставание в графике работ по расширению мощностей Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), оператора нефтепровода Тенгиз – Новороссийск, соединяющего месторождения Казахстана с российским побережьем Черного моря, составляет примерно шесть, а то и более месяцев, заявил агентству «Прайм» вице-президент «Транснефти» Михаил Барков. «Практика показывает, что любые задержки в условиях инфляции ведут к удорожанию», – предупредил он. «Транснефть» управляет крупнейшей долей в этом проекте (24%), принадлежащей России.

Переговоры об увеличении пропускной способности КТК до 67 млн т сырья в год начались еще до запуска первой очереди проекта в 2001 г. (тогда мощность составляла 28 млн т, сейчас – 35 млн т). Но только спустя девять лет партнерам удалось договориться. С тех пор смета проекта практически утроилась (с $2 млрд до $5,6 млрд). Мощность будет увеличена за счет роста давления в трубе: для этого нужно заменить 88 км трубопровода, построить новые перекачивающие станции, причал и резервуары морского терминала.

Реальное отставание от графика будет значительно больше – 1 год и 5 месяцев, утверждает источник, близкий к другому акционеру консорциума. Он видит проблему в том, что проект расширения управляется как минимум тремя партнерами – Chevron, «Транснефтью» и «Казмунайгазом», принимающими параллельные и нескоординированные решения. Представитель КТК ссылается на сложности с изначальным проектированием и признает «определенные трудности» по отдельным объектам – например, на казахстанском участке строительства поставщики задерживают оборудование с длительным сроком изготовления. По его словам, в сентябре в Алма-Ате состоятся заседания органов управления КТК, и акционеры компании могут скорректировать график работ, принятый еще в 2010 г.

Представители двух других крупнейших участников консорциума – Chevron и «Казмунайгаза» – не ответили на вопросы «Ведомостей». Но ранее между ними и «Транснефтью» были разногласия из-за схемы финансирования, управления и строительных контрактов (см. врез).

Если мощности КТК все-таки увеличатся, труба вряд ли будет заполнена, предупреждает источник, близкий к акционеру консорциума. Нынешних мощностей и так в избытке – в этом году будет прокачано 31–32 млн т, а к 2015–2016 гг. потребность составит в лучшем случае 58 млн т, поскольку разработка Тенгизского месторождения достигла предела, а начало добычи на Кашагане перенесено на 2019 г., указывает он. К тому же в нынешнем виде проект, по сути, неокупаем, если не повысить тариф (сейчас составляет $38 за тонну), а раздувание сметы не прекращается, добавляет он.