Ориентиры: Подмосковье без альтернативы

Сейчас самая дешевая квартира в новостройке в 20 км от МКАД предлагается покупателям, по подсчетам «Мортона», от 53 000 руб. за 1 кв. м (плюс 12–14% к августу 2011 г.).

Аналитик Rway Александр Крапин называет цифру в 39 000 руб. за 1 кв. м (в микрорайоне «Богородский» в Щелкове). Год назад, по его словам, этот показатель был равен 42 000 руб. В «окруженных» Москвой Химках 1 кв. м на первичном рынке предлагался этим летом по 98 500 руб.

Спрос растет, а вместе с ним и цены, объясняют девелопер и аналитик. Обеспечивают этот спрос в основном «приезжие» из Москвы: по подсчетам «Мортона», более 80% покупателей подмосковных новостроек работают в столице. В область их «выгнали» дороговизна жилья в мегаполисе и сокращение предложения. В начале сентября среднестатистический 1 кв. м на первичном рынке Москвы предлагался по $5005, утверждают аналитики irn.ru. На вторичном рынке, по информации «Миэля», самая дешевая квартира в столице выставлялась за 3,85 млн руб. (17 кв. м в пятиэтажке в Южном Тушине, т. е. примерно по $7500 за 1 кв. м).

Но если у москвичей, замечает представитель «Мортона» Игорь Ладычук, была альтернатива – Подмосковье, то у последнего альтернативы нет. Велика Россия, да отступать некуда – кругом Москва.

Озабоченность новоподмосковных властей повышением цен выливается в инициативы, которые, мягко говоря, заставляют девелоперов нервничать. То новый губернатор Московской области Сергей Шойгу объявит о необходимости 30%-ной пошлины за перевод земель из одной категории в другую. То зампред правительства Роман Филимонов поведает, что стоимость областных площадок занижена в десятки раз. То председатель правительства Андрей Шаров огласит, что жилье в регионе не должно строиться для людей, которые ездят на работу в столицу.

Заявление Шойгу федеральная власть уже дезавуировала: об этом сообщили «Известия», ссылаясь на имеющийся в их распоряжении доклад правительства России президенту Владимиру Путину. В ответ на это пресс-служба правительства Московской области распространила релиз, где процитировала министра имущественных отношений Александра Чупракова: «Когда земля сельхозназначения используется под жилищное строительство, область несет затраты по предоставлению инфраструктуры, поэтому область вправе рассчитывать на компенсацию. Тем более что многие люди, покупающие квартиры в Подмосковье, работают в Москве, где и платят налоги». Из той же серии растиражированные новостными порталами слова Шарова. «Кому мы строим жилье-то? Те же Люберцы – 1 млн квадратных метров для кого мы строим? Для тех, кто будет жить в Люберцах, а работать в Москве, платить там налоги? И мы должны будем еще социальную сферу развивать для 50 000 человек, загружать трафик?» – цитировал чиновника «Интерфакс».

Крапин полагает, что подмосковные власти попытаются воздействовать на девелоперов, строящих на «их» территории, кнутом и пряником, говоря им: создавайте дополнительные рабочие места в областных городах и возводите себе жилье. Однако федеральные инициативы по либерализации правил игры на инвестиционно-строительных рынках могут помешать этому в целом позитивному желанию, предупреждает аналитик. Крапин считает, что планируемое сокращение сроков выдачи разрешений на строительство в 8 раз к 2018 г. (так называемая «дорожная карта») может сильно ограничить возможности влияния на девелоперов субъектов Федерации и муниципалитетов.

Идеи подмосковных властей не согласовывать новые проекты без надлежащей инфраструктуры, ограничить высотность и плотность застройки в населенных пунктах, создавать рабочие места внутри (или вблизи) возводимых девелоперами масштабных кварталов сами по себе правильные и хорошие. Но девелоперы опасаются, что власти просто начнут требовать с них не только детсады с бассейнами и т. п. социалку, но и новые заводы.

Представитель ГК МИЦ Ольга Новицкая полагает, что каждый трудоспособный гражданин России имеет возможность выбора места работы исходя из собственных интересов. Хотя и признает, что создание и обеспечение районов крупной застройки в Подмосковье рабочими местами означало бы пополнение областного бюджета, но «рынок труда в регионе не может развиваться без участия и поддержки госорганов».

Наталия Иванова из ГК ПИК полагает, что никакой, даже самый крупный, застройщик не может предугадать, где, когда и сколько рабочих мест потребуется Подмосковью, – решением таких серьезных градостроительных задач должно заниматься государство: девелопер должен учитывать спрос, который формируется рынком и стимулируется федеральными программами, обеспечение же занятости населения не является задачей девелопера.

Крупные проекты по созданию рабочих мест можно реализовать только на условиях государственно-частного партнерства, считает Сергей Лядов, представитель «Сити – XX век»: «Промпредприятия, технопарки и другие бизнес-площадки должны быть заложены в генпланы территорий, разработка и принятие которых находится в прямой компетенции государства. Девелопер же помимо проектов жилой недвижимости может начать подготовку бизнес-моделей и поиск инвесторов под указанные объекты только при наличии необходимых площадок».