Дэвид Эйнхорн: Персона - Дэвид Эйнхорн, основатель и президент хедж-фонда Greenlight Capital

Было время, когда инвесторы с удовольствием вкладывались в растущие акции Lehman Brothers и только мало известный предприниматель Дэвид Эйнхорн из Greenlight Capital твердил, что эти бумаги пора шортить. Дальнейшие события доказали его правоту, и с тех пор выступление Эйнхорна может обрушить акции практически любой компании
Bloomberg

Мяч мимо ворот

В 2011 г. Дэвид Эйнхорн попытался стать миноритарным акционером бейсбольного клуба New York Mets. Он предложил вложить в клуб $200 млн, но сделка не состоялась.

Эйнхорн умелый игрок в покер. На World Series of Poker 2006 в Лас-Вегасе он занял 18-е место, выиграв $660 000. Как пишет New York Magazine, Эйнхорн особо не готовился. Он почитал литературу и немного потренировался с друзьями и онлайн. В 2012 г. он был уже третьим с $4,35 млн, которые так же, как и в первый раз, пустил на благотворительность. «У меня было несколько преимуществ, – вспоминал он. – Я меньше беспокоился. Для остальных это было событием года. Мы же каждый день делаем ставки не в пример крупнее. Во-вторых, у меня довольно подходящее для игры в покер лицо». Один из трейдеров признавался, что не знает никого, кто умел бы так легко просчитывать других людей и то, как рынок реагирует на те или иные новости, как Эйнхорн.

В мае этого года Herbalife устроила телеконференцию для аналитиков и инвесторов, чтобы сообщить о прекрасных финансовых показателях за I квартал: выручка и чистая прибыль выросли на 23% по сравнению с I кварталом прошлого года. «У меня есть парочка вопросов», – раздался голос 43-летнего президента хедж-фонда Greenlight Capital Дэвида Эйнхорна. После этого он пять минут расспрашивал менеджеров компании на темы, вполне обычные для человека, который знакомится с бизнесом компании. Например, как та различает, когда ее товар покупается для личного использования, а когда – дистрибутором для распространения, как рассчитываются скидки и бонусы. Но к тому моменту, как он сказал: «Огромное спасибо, ребята!», акции Herbalife упали на 8,8%, а всего за день они потеряли 20%. И с тех пор курс снизился еще на 9%.

Имя Эйнхорна прогремело четыре года назад. Еще в конце 2007 г. он был среди тех, кто публично предупреждал о шаткости положения Bear Stearns и Lehman Brothers, и в итоге сумел заработать на их крахе. С тех пор его авторитет растет. Его сравнивают с Уорреном Баффеттом и Карлом Айканом. «Эйнхорн – очень большой авторитет на финансовых рынках, когда он говорит, остальные слушают и записывают», – говорил аналитик D.A.Davidson & Co. Тим Рейми. Он сетует на то, что фондовый рынок слишком бурно реагирует на слова. После майской конференции Herbalife Рейми в своем отчете назвал вопросы Эйнхорна «стандартными» и поставил рекомендацию «покупать».

Эйнхорн назвал реакцию рынка на его вопросы Herbalife странной. The Wall Street Journal (WSJ) решила проверить, как изменились котировки 22 компаний после того, как их упомянул Эйнхорн в телеинтервью, на собраниях акционеров, в письмах инвесторам Greenlight и т. д. После того как он негативно отозвался о девяти компаниях, их бумаги упали за день в среднем на 4,9%. Через 30 дней котировки так и не вернулись к прежним значениям, а были в среднем на 13% ниже их.

Речь идет, в частности, о риэлторе St. Joe, кофейной компании Green Mountain Coffee Roasters, производителе стройматериалов Martin Marietta Materials. Все три компании отказались от комментариев.

На котировки влияет множество факторов, а не только мнение согласных с Эйнхорном инвесторов. Но Эйнхорн делает из своих выступлений яркие события, которые сложно не заметить. Green Mountain он атаковал на конференции для инвесторов с помощью презентации из 110 слайдов. На St. Joe потратил 139 слайдов.

Положительным прогнозам Эйнхорна инвесторы доверяют не так сильно. В 13 случаях, когда он отзывался о компании положительно, в тот же день бумаги повышались в среднем на 0,8%, а через 30 дней – на 10%. Это относится к акциям Microsoft и телекоммуникационному гиганту Sprint Nextel. После его слов о том, что Apple может стать первой компанией с капитализацией в $1 трлн, акции поднялись на 1%. В январе он заявил инвесторам фонда, что больше не играет против Diamond Foods, и тут же акции этого производителя чипсов и прочих снеков скакнули на 5,9%.

Эйнхорн прославился своими короткими продажами, пишет Forbes. Первую игру на понижение он провел в 2002 г. с Allied Capital, а против Lehman Brothers начал играть за год с лишним до банкротства. «Разговоры с ними напоминали мне беседы с менеджерами Allied, – говорил Эйнхорн New York Magazine. – У нас были вопросы, [а противная сторона] была уклончива и не совсем честна. Их объяснения не приносили никакой ясности». Allied Capital, кредитующую мелкие и средние компании, Эйнхорн упомянул на одной из встреч инвесторов хедж-фондов в числе компаний, которые ему не нравятся. Нужно активно занимать короткую позицию, убеждал Эйнхорн, и на следующий день акции Allied упали на 11%, а объем торгов превысил обычный в 20 раз.

Как отмечал New York Magazine, после этого случая WSJ называла слова Эйнхорна «групповым нападением», а по странному совпадению жена Эйнхорна, работавшая редактором финансового еженедельника Barron’s, потеряла работу. Компании Allied Capital, MBIA и Federal Agricultural Mortgage (Farmer Mac) подали жалобу в SEC и прокурору штата Нью-Йорк. Они обвинили в нечестной игре Greenlight Capital и ряд других хедж-фондов. Те якобы координировали действия, пытаясь сбить цены их акций, чтобы заработать на продажах без покрытия.

Расследование властей и самой Allied Capital ничем не кончилось. Эйнхорну, впрочем, не привыкать к обвинениям в сговоре для игры на понижение. В 2010 г. в WSJ вышло расследование активной игры хедж-фондов против евро. Там приводился факт, как на «ужине идей», в котором участвовали представители SAC, Greenlight и Soros, обсуждалась вероятность того, что евро будет стоить $1.

Эйнхорн основал Greenlight в 1996 г. Поначалу фонд управлял $900 000, более половины из которых дали его родители. Чтобы сэкономить на офисе, Эйнхорн снял маленькую комнату без окна. В отличие от многих конкурентов Greenlight не пользовался заемными средствами или рычагами, утверждал New York Magazine. Фонд выискивал слабые компании и агрессивно играл против них. До того как другие участники рынка разглядели проблемы, он поставил против Conseco, CompuCredit, Sirrom Capital и Resource America – и каждый раз выходил с прибылью более 80%, рассчитал журнал. Конечно, были и провалы. Так, устав играть против доткомовской компании Chemdex, фонд закрыл сделку по цене $160 за акцию и потерял 4% своих активов, а к концу года акции Chemdex упали до пары долларов.

Сейчас под управлением Greenlight находится около $8 млрд. Осведомленные о деятельности фонда источники утверждают, что со времен своего основания он в среднем приносил инвесторам 20% годовых. Но последние результаты не столь впечатляющие. В прошлом году флагманский фонд Greenlight принес 2,4%. К концу августа этого года вложения увеличились на 11%, говорит источник WSJ. За тот же срок Dow Jones Industrial Average вырос на 7,1%. Хедж-фонды с похожей на Greenlight стратегией – реагировать на отдельные события – заработали за тот же период около 4%, утверждает исследовательская компания HFR.

Не все в работе Эйнхорна так безупречно. В начале этого года Британское управление финансовых услуг выписало ему и Greenlight штрафов в общей сложности на 7,2 млн фунтов из-за нарушения регулирующих норм во время ожидавшегося привлечения капитала Punch Taverns в 2009 г. Как замечала FT, в США не увидели в действиях Эйнхорна признаков инсайдерской торговли, хотя британским юристам нарушения были настолько очевидны, что они удивлялись, почему Эйнхорну не предъявлены уголовные обвинения.

Но тот скандал не умерил пыла инвесторов. Когда Greenlight в очередной раз привлекает средства, все новые и новые инвесторы распечатывают кубышки, чтобы доверить свои деньги Эйнхорну на целых три года – необычно длинный срок для этой индустрии.