Интервью: Математика стройки

Д. Абрамов

Биография. Арас Агаларов родился 8 ноября 1955 г. в Баку.

1977. Окончил Бакинский политехнический институт по специальности «инженер электронно-вычислительных машин».

Crocus Group 

– многопрофильный холдинг, одна из ведущих девелоперских компаний России, партнер Министерства экономического развития РФ. Общая площадь реализованных объектов превышает 1,9 млн кв. м. Генеральный подрядчик строительства объектов Дальневосточного федерального университета на о. Русский Владивостокского городского округа Приморского края. Общее число работников – 6000 человек. В бизнес-портфолио Crocus Group (ЗАО «Крокус») – многофункциональный город-спутник Москвы «Крокус сити», международный выставочный центр «Крокус экспо» (549 000 кв. м), концертный зал «Крокус сити холл» (4500 кв. м, вместимость – 6000 человек), «Крокус сити молл» (62 000 кв. м), тематический торгово-развлекательный комплекс Vegas (480 000 кв. м), ЗАО «Каширский молл»), жилая и офисная недвижимость (МФК в «Крокус сити», 237 000 кв. м), загородное поместье Agalarov Estate, Sea Breeze на Каспии, рестораны, сеть гипермаркетов «Твой дом» (250 000 кв. м, ЗАО «Кротекс»), ст. м. «Мякинино» в «Крокус сити». Единственный владелец – Арас Агаларов.

Общий объем инвестиций в новые торгово-развлекательные комплексы «Vegas Крокус сити» и «Vegas Кунцево», открытие которых запланировано на 2014 г., составит 30 млрд руб.

Арас Агаларов, президент «Крокуса», – личность не публичная, но широко известная. Он занимает 1-е место в рейтинге владельцев коммерческой недвижимости России по версии журнала Forbes, и именно его российское правительство пригласило спасать ситуацию со стройкой к саммиту АТЭС. В интервью «Ведомостям» Агаларов рассказал, как он построил объекты к саммиту досрочно с помощью мексиканских рабочих и китайских заводов. И почему не хотел бы ввязываться в большие государственные проекты.

– С июня табло над вашим столом показывает ноль часов до саммита АТЭС. Почему?

– Потому что мы все закончили к сроку, к которому должны были закончить. По основному контракту построили Дальневосточный федеральный университет на 940 000 кв. м, общежития и проч. Вдогонку нам добавили медицинский и реабилитационный центры и здание полиции. В прошлом году, когда на острове был Дмитрий Анатольевич [Медведев], он задал резонный вопрос: где будут жить те, кто эксплуатирует университет? Ответа не поступило. Он сказал, что надо построить общежитие площадью 60 000 кв. м на 1700 комнат.

– Сколько вы занимались этим проектом?

– В июле было три года.

– В какую себестоимость уложились?

– Можно подсчитать. Само строительство университета – это 43 млрд руб. Плюс корпуса, улично-дорожная сеть – 20 км дорог по острову, мусороперерабатывающий завод, опреснители, очистная установка, благоустройство парковой зоны, инженерия и т. д. – суммарно получилось около 70 млрд [руб.]. Остров тяжелый: скала, сопки, перепады высот – до 60 м, где-то надо было скалу срезать, где-то подсыпать. Дорогу мы построили дешево – около 200 млн руб. за 1 км.

– 70 млрд – это рублей?

– За $70 млрд я бы «новую Москву» построил.

– Вам предлагали?

– Нет. Я сказал однажды в каком-то интервью, что я работаю строительной даже не «скорой помощью», а реанимацией. Когда уже сроков никаких нет, тогда обращаются ко мне.

– Дорогу строили сами?

– Все сами.

– С дорогами как-то неловко вышло к саммиту АТЭС (в июне размыло трассу, построенную специально к мероприятию).

– Это не наша дорога, там были другие подрядчики. У нас были мелкие субподрядчики, но все, что связано с трамбовкой, укладкой, виброукатыванием, проливом, – это делали сами. Мы купили три асфальтовых завода, асфальтоукладчики.

– Где купили?

– Один – в России, два – в Китае. Китайские оказались лучше. И ближе: пять дней – и все подъезжает [быстрее].

(Разворачивает карту острова.) Посмотрите, набережной не было в техническом задании. Я ее сам придумал и реализовал. Как построить университет без набережной? Кроме того, там дожди, сели. Мы сделали дренажную систему, водоприемную ливневую канализацию – вода собирается в пруды, где очищается и выпускается в океан.

– Каково строить на таком удалении от Москвы?

– Очень сложно.

– Еще раз ввязались бы в такой проект?

– Не хотел бы.

– А в чем основная проблема – управление, коммуникации, отсутствие ресурсов?

– Это остров. Очень сложной была мобилизация [людей, техники] на острове, на котором не было никаких инженерных коммуникаций и дорог.

– А с таможней проблем не возникало?

– Слава богу, в свое время, когда там был первый раз председатель правительства Владимир Путин, он дал поручение таможне – я просил об этом – выделить таможенный пост непосредственно на о. Русский, чтобы мы могли подходящие суда сразу растаможить. Это было сделано и принципиально решило задачу.

Если вы завозите, например, минвату, нужны сертификаты. Минвата с внутреннего рынка уже сертифицирована, но едет дольше. Это палка о двух концах. Одной только минваты, без преувеличения могу сказать, использовали 1000 контейнеров. Дверей купили более 30 000, лифтов – 200, светильников – 300 000, мусорных ведер – 20 000, 5 млн кв. м гипсокартона. Все привозили.

– Как вы помните такие мелочи?

– Я же строю.

– Как вы таким сформировались?

– Жизнь заставила. Напряженная ситуация. Потому что мы строимся на кредитные ресурсы и не на продажу, а для себя. Должна быть окупаемость. «Крокус сити молл» мы построили за $60 млн, а можно было за $160 млн, с точки зрения дальнейшей окупаемости и эксплуатации это две большие разницы. Экономили каждую копейку. Это тренировка годами. Одно здание, второе, третье, пятое – и вот вырабатывается такой стиль.

– Что было на острове до вас?

– Там было очень много энцефалитных клещей. Перед первым приездом все сделали прививки от энцефалита, неприятные, тяжелые. Когда по тем чащам ходили, к вечеру все были в клещах. А сейчас их нет. Клещи умные – когда появляются люди, они уходят.

Приезжали к нам представители американского консульства. Они ходили с представителем нашей службы безопасности. По их физиономиям на фотографиях можно понять, что они просто в шоке от увиденного. Выходили статьи, что мы используем рабский труд, и они приехали посмотреть, так ли это. Я сказал: пусть походят, посмотрят на рабов, которые получают от $1000 до $2000 в месяц.

– А «рабов» откуда завозили?

– Из Турции, были филиппинцы, мексиканцы, которые вообще получают отмороженные деньги.

– Почему мексиканцы?

– В Америке все озеленение делают мексиканцы. Они по этой части чемпионы мира. Наши трактористы не всегда знают, что у бульдозера скорости переключаются, как на машине, и они ездят со скоростью 3 км/ч. А у мексиканцев трактора эти бегают, словно мерседесы. И производительность на одной и той же технике в 3 раза выше. А зарплата – больше в 2 раза. Если россиянин получает 50 000 руб., тот просит 120 000 руб., а работы выполняет в 3 раза больше. Трактор дорогой – $700 000, мы его тоже покупали... В лизинг. Это дешевле, чем брать в аренду.

– Вы столько всего накупили, чтобы построить университет на Дальнем Востоке. Дальше что будете со всем этим хозяйством делать?

– Использовать на своих стройках. Такой трактор, как D9 «Катерпиллер», сдается, если не ошибаюсь, за $3000 в день – во Владивостоке во всяком случае. А продается за $700 000. Он будет работать три года, это $900 000 только за год, а три года – это три цены, если брать в аренду. А так мы его берем в лизинг, он работает три года, потом продадим его за полцены. То есть потеряем всего $300 000, а так потеряли бы $2,4 млн – вот и вся разница.

– Все строители умеют так считать?

– Я в школе был таким. У меня были особые способности к геометрии, математике, физике. Имя-отчество я запомнить не могу, а телефонный номер – пожалуйста.

– Есть разница – здесь вы строили для себя, там работали на государство? Как себя ощущали в качестве господрядчика?

– Ощущали необычно. Здесь, если мы работаем со Сбербанком на кредитные ресурсы, друг друга понимаем с полуслова. Мы предоставляем им смету, они оплачивают, они знают, какой у нас будет результат. А на о. Русский у нас Минрегион был заказчик, у него другие критерии оплаты выполненных работ. Форма КС-3, КС-1, КС-2, куча форм.

Ближе к концу стройки у нас начались проблемы с финансированием. Но в самом начале – и это было не совсем понятно – нам дали огромный аванс: 10 млрд руб. Хотя можно было бы обойтись меньшей суммой. Но они, видимо, себя знают, знают, что потом будут недоплачивать, вот и решили выдать аванс. А потом надо подписывать форму КС-2, КС-3, и тут началось. «Окна стоят?» – «Стоят». – «Где сертификат на окно?» Принесли. «Дайте теперь сертификат на стекло, дайте на уплотнитель». И пока ты все сертификаты не соберешь, они окна – а их там 100 000 кв. м – не принимают. И так по всему: фасадные системы, слабые токи, диспетчеризация и проч. Технадзор подписал? Если нет, оплаты не будет. Такая карусель длится три года. Всего для окончания стройки надо предъявить 20 кубометров документов.

– В чем ваша выгода от участия в проекте?

– Имиджевые дивиденды. Никто не мог сделать, а мы сделали, нам поручили, и мы справились.

– Это важно?

– Я думаю, наверное, это для любого человека важно. Никому же город не доверили строить, а мне доверили. Финансовых дивидендов у нас, я думаю, и не будет. Потому что возникает много новых вопросов и старых хвостов. У строителей есть такое понятие – концевая ведомость. В нашем случае она просто невозможна.

– Дальневосточная история сильно отвлекла вас от московских дел?

– Я все здесь остановил. Проект «Крокус сити» – я сейчас покажу. (Открывает буклет с проектом.)

– Выглядит как «Москва-сити».

– Будет значительно лучше. В московском Сити не сформирована городская среда, там нет нулевой отметки. Здания на разных уровнях, на разных высотах, нет стилобатной части. Когда 200-метровое здание стоит в пол, человек рядом с ним превращается в муравья. И это действует на психику. Должна быть стилобатная часть на высоте 3–4-го этажа, и небоскреб до определенного этажа ты просто не должен видеть. За счет этого формируется улица. В Нью-Йорке законодательно запрещено строить новые небоскребы без стилобатной части. Я этого не знал, но сделал макет именно таким.

– Объем застройки не планируете уменьшать?

– Мы не самоубийцы, мы не будем строить столько, чтобы к нам невозможно было проехать.

– К вам уже невозможно проехать.

– На метро можно. На машине – наши въезды и выезды не останавливают движение. Потому что мы расширили МКАД в районе «Крокуса» до 7 м. И у нас есть разгонно-замедлительные полосы, чего нет нигде на МКАД. Мы это сделали и в «Крокусе», и в Vegas.

Дороги – беда всей Москвы. Мы здесь планируем еще две дополнительные дороги, две эстакады, и сейчас я пытаюсь их решить. Одна должна быть с Новой Риги до «Крокуса» с внутренней стороны МКАД, всего 3,5 км. Две полосы. Не надо здания сносить, что-то ломать. Надо просто тащить дорогу и, если она пересекается с перекрестком, поднимать ее на эстакаду. А второй выезд мы планируем сделать сразу на Волоколамку.

– Вы должны согласовывать с городом?

– С городом, с областью. Мы можем частично принять участие в финансировании.

По объемам застройки пока планы такие: мы строим здесь [в Мякинине] две гостиницы, одна Holiday Inn на 1050 номеров, у второй, 4-звездочной, пока не определились с оператором. Строим небольшие апартаменты по 50–80 кв. м, в которых будет гостиничное обслуживание. Есть компании, которые в «Крокус экспо» принимают участие в 3–4 выставках и хотели бы здесь же арендовать апартаменты на год-два.

– Гостиницы тоже внутренний спрос обслуживать будут?

– Конечно. Гостиница «Аквариум» на территории «Крокус экспо» перегружена. Я часто сам там размещение обеспечиваю. Половина номеров смотрит на реку, а половина – во внутренний двор выставки: ночью там монтаж, утром демонтаж – представляете, как интересно. Так эти номера заполнены на 100% во время выставок.

– Офисных площадей сколько планируете?

– В первом здании – около 100 000 кв. м. Вся первая очередь – четыре здания: две гостиницы, офисное и апартаменты. А дальше будем смотреть. Параллельно строим парковку почти на 10 000 машино-мест, она будет обслуживать и выставки, и всю территорию. И под всеми зданиями запроектированы двухэтажные парковки – это само собой.

– На какой офисный спрос рассчитываете?

– Думаю, тоже на внутренний. Например, у итальянцев есть желание взять в аренду первый павильон «Крокус экспо» и сделать постоянно действующий шоурум итальянских марок. Предлагают 500 евро за 1 кв. м – нормальная цена для аренды офиса. Есть ряд банков, представительств компаний, которые хотят у нас находиться.

– Сейчас территория «Крокус экспо» живет от выставки к выставке?

– Пересменок у нас 1,5 месяца зимой и 1,5 – летом. Спокойно только в эти месяцы. У нас, наверное, самый загруженный выставочный центр в мире: проходит более 200 мероприятий в год. Обычно в выставочном центре одно мероприятие в месяц, у нас бывает по 5–20.

– Почему такой спрос?

– В России была хроническая нехватка выставочных площадей, которую мы минимизировали, насколько смогли. Пока хватает, но через 5–10 лет, если мы что-то здесь не придумаем, у нас будет проблематично с площадями. Может быть, снесем первый павильон и построим на его месте 3-этажный или надстроим третий павильон, добавив еще 50 000 кв. м.

Выставочный центр построен удобно – это говорят все участники. Я был арендатором на выставках, был строителем выставок, сам устраивал выставки, и я сам этот выставочный центр проектировал. Когда человек сам для себя что-то шьет, знает дефекты фигуры, знает, как костюм должен на нем сидеть, – это всегда лучше, чем сделает любой портной.

– Как вы получили эту площадку?

– Мы ее купили в 1999 г. Что-то около $300 000 за 1 га, я бы сказал, по цене выше рыночной.

– Соседство со зданием правительства области вам как-то помогает?

– Оно здесь появилось лет пять назад. А мы начали строительство с 2000 г. Площадка была подтопляемой, фактически неликвидной. На старой карте видно, что через участок проходили ручьи. И мы ее поднимали на высоту от 3 до 6 м.

– А зачем было покупать неликвидную площадку по цене выше рыночной?

– На тот момент других, с моей точки зрения удобных, не было. Мне нужна была большая площадка (здесь около 90 га), она должна была примыкать к МКАД и находиться между аэропортами. Все эти вопросы решались здесь, и то, что ее надо было подсыпать, меня не очень волновало. Но сыпать пришлось много. Кроме того, все здесь построено на свайном основании. Под каждую колонну забивалось до 25 свай.

– В черте Москвы какие-то проекты у вас есть?

– Нет.

– Дом вашего имени построили – и все?

– И все.

– Почему?

– Мы с этим домом накувыркались. Выкуп доли города, разрешение такое, другое – я сейчас уж не помню. У меня аллергия на это появилась, и мы ушли работать в область. Нормально работали, Громов Борис Всеволодович сильно нас поддерживал. Когда сменилось правительство в Москве, нас пригласили – лично Сергей Семенович Собянин меня приглашал, мы с ним общались очень тепло, он сказал, что готов к сотрудничеству. На что я ответил, что сейчас занят Владивостоком, поэтому брать новые площадки было бы с моей стороны легкомысленно. Могу не справиться.

– После Владивостока не хочется еще где-нибудь развернуться?

– Вот здесь.

– То есть хватает масштаба. А зачем вы предлагали космодром построить (космодром «Восточный» в Амурской области)?

– У нас осталась техника – 400 единиц, одних только башенных кранов штук 20 на стройке. Подъемников штук 40, 300 000 кв. м строительных лесов и т. д. И людей было на тот момент 14 000 человек, ИТР мощный, он и сейчас есть, и контрольно-ревизионное управление. Люди все меня теребили: «А что мы дальше будем делать?» Так как приезжали большие начальники (на стройку на о. Русский. – «Ведомости»), я сказал, что мы сейчас как Красная армия в мае 1945-го: имеем высокую боеготовность, можем взяться за что-то другое – например, принять участие в строительстве инфраструктуры космодрома. Наверху нас все поддержали. Соответствующий документ долго крутился, пошел куда-то вниз, дошел до непосредственных исполнителей, и там нам ответили: когда вы будете нужны, мы вас пригласим.

– А что вам еще предложили построить?

– Пока ничего. И хорошо. Сейчас количество людей тает – 5000 человек на этот момент, и каждый месяц мы будем выводить по 1500 человек. Технику – что-то продадим, что-то привезем сюда. Так тихо все закончится.

– Армию распустили.

– Да, распускаем армию Приморского края.

– И какие дальнейшие планы?

– Мы будем у МКАД еще два торговых центра Vegas строить – в Кунцеве и в «Крокус сити». И два ТЦ «Твой дом»: один – на Новой Риге, другой – на пересечении МКАД и Осташковского шоссе. У нас еще есть поселок, 300 с лишним гектаров.

– Сами реализуете?

– Да. Потому что к публике есть особые требования. Нельзя допускать, чтобы появились случайные люди. А риэлторы всех подряд приводят.

– Людей по какому признаку выбираете – знакомые, друзья?

– По признаку «нормальный человек».

– И что оно значит?

– Либо мы человека знаем, либо его знают те, кто уже купил дом, либо начинается переговорный процесс, и в процессе легко выяснить, что собой представляет человек. Когда он долго возражает против того, что мы говорим, этот человек нам не нужен. Например, нельзя быть с собакой. Собаки могут быть только декоративные, маленькие. Мы не хотим больших собак. Если человек возмущается – извините, ищите другой поселок. Или есть люди, которые настаивают на дополнительном доме для охраны. Все – идите в другой поселок.

– Кроме недвижимости ничем не хотите еще заняться? Для души?

– А я люблю строительство. Это для души. Для меня это не в тягость.

– На какие кроме моральных дивиденды от работы на правительство вы рассчитываете? Вы сможете, если вам понадобится поддержка, позвонить и сказать: я вам сделал, помогите?

– Я в жизни ни у кого помощи не просил. Тем более какие у меня могут быть проблемы? Представьте себе: в большом доме есть хороший водопроводчик или электрик – с ним же никто не будет ругаться, портить отношения. Я сейчас в этой роли.

Мне недавно на канале «Дождь» задали вопрос: «У каждого большого бизнесмена есть мостик в правительство. Кто ваш человек?» Я могу позвонить – и это правда – в любую приемную, созвониться с любым министром. Меня знают, я всех знаю, и ко мне относятся, надо сказать, уважительно. И правоохранительные органы, и все большие начальники. Будет нескромно, но я скажу: это заслуженно. Все, что я построил, построено на болотах. Мой поселок построен просто в помойке. Я выгребал там мусор, ржавые автомобили. Когда строили первый «Твой дом» на пересечении МКАД и Каширки, откачивали вонючий водоем, облагораживали. Ни одного приватизированного объекта, ничего не куплено, ничего не украдено – все это видят, все знают.