Скотт Гриффит: Персона - Скотт Гриффит, генедиректор и председатель совета директоров Zipcar

Пробки – проблема всех крупных городов. Сделать бизнес, который сократит использование личного транспорта в пользу арендованных машин, решили основатели компании Zipcar. С этой задачей они справлялись не очень хорошо до тех пор, пока компанию не возглавил Скотт Гриффит, сумевший обеспечить ей огромную армию клиентов и капитализацию под $400 млн
Скотт Гриффит, генеральный директор и председатель совета директоров Zipcar/ Kelvin Ma/ Bloomberg

Тогда Гриффит организовал команды быстрого реагирования на велосипедах для решения проблем клиентов. Разбил города на кластеры (Бостон, например, на 12 зон). Для каждого подобрал свою машину. Кембридж получил Prius, а более респектабельный Бикон-Хилл – Volvo и BMW. Гриффит вычислил, что кембриджские студенты обычно берут машину для кратких поездок, а жители района Бэк-Бэй легко могут арендовать ее на все выходные, чтобы съездить на полуостров Кейп-Код. В зависимости от этого Гриффит установил тариф и количество машин в кластере.

Мнение клиента

«Я ценю Zipcar за удобство <...> Ни бумажной волокиты, ни форм для заполнения, ни других трудностей [как у других компаний по аренде] – только заявка по сети или через приложение iPhone, – говорит студент Университета Мичигана Эндрю Шанц. – К тому же это куда дешевле, чем держать в кампусе свою машину и платить за стоянку и страховку». Automotive News

Что почем

Условия Zipcar в разных странах разные. В Канаде в стоимость проката включены 200 км в день, в Великобритании – 40 миль. В Нью-Йорке – 180 миль, каждая миля сверх этого стоит $0,45. Вступительный взнос ньюйоркца – $25, годовой – $60, с понедельника по четверг прокат стоит $9 в час ($83 за сутки), с пятницы по воскресенье – $14 и $125 соответственно. Ведомости

Zipcar

Автопрокатная компания. Акционеры: менеджмент (35,5%), Revolution Living LLC (15,88%), остальные акции – в свободном обращении. Капитализация – $318,9 млн. Финансовые показатели (первое полугодие 2012 г.): выручка – $129,9 млн, чистый убыток – $3,5 млн. Работает в США, Канаде, Великобритании, Испании, Австрии. Парк – 11 000 автомобилей. членской карточкой обладают 730 000 человек.

Zipcar в 2000 г. создали две женщины, истово верящие, что аренда автомобилей помогает снизить вредное воздействие автотранспорта на окружающую среду. «Около 40% наших членов либо продают свою машину, либо откладывают решение о покупке автомобиля», – хвастается Гриффит. А CNN цитирует исследование Сюзанны Шахин из Университета Калифорнии: каждая прокатная машина убирает с улиц до 20 личных автомобилей, а выбросы парниковых газов сокращаются на 50% на каждого владельца. Это логично: когда платишь за каждый час проката, трижды подумаешь, не проще ли дойти пешком. Периодически Гриффит пытается, и небезуспешно, убедить чиновников и компании, что им следует отказаться от служебных машин в пользу прокатных.

Zipcar основана на принципе совместного владения. Примерно по той же схеме действует авиаперевозчик NetJets или система таймшеров. Идея не была оригинальной: первая попытка создать аренду автомобилей на таких принципах, CarSharing Portland, датируется 1998 г. Позже этот бизнес вошел в компанию Flexcar, которую, в свою очередь, купила Zipcar.

Члены Zipcar по интернету или с помощью смартфона ищут ближайшую к ним машину (они стоят на автозаправках, парковках и т. д). Бронируют ее – хоть за год, а хоть за минуту до того, как сесть за руль. Машину член клуба забирает самостоятельно: у каждого есть специальный электронный ключ, отпирающий любую машину Zipcar только в то время, на которое она забронирована. А приложение для iPhone помогает обнаружить нужный автомобиль: он по команде подает сигнал клаксоном. Деньги автоматически списываются со счета клиента.

Бензин включен в стоимость проката. У членов клуба есть топливные карты Zipcar, а если заправка их не примет, компания возместит расходы. Бизнес во многом построен на доверии и вере в честность людей. Самые распространенные проблемы – кто-то уносит ключ из замка зажигания или же салон оказывается грязным или прокуренным, пишет сайт Automotive News. Бывают и более экзотические случаи: однажды прокатчик забыл в багажнике контрабанду, и следующему водителю пришлось доказывать полиции, что он не имеет к ней никакого отношения.

За первые годы работы особых успехов Zipcar не достигла. Гендиректор и сооснователь Робин Чейз придумала запоминающийся слоган «Колеса – в любой момент, как захотите». Она закупила Volkswagen New Beetle и дала каждой машине свое имя. Например, Джуди или Бастер. К концу 2002 г. у компании было 6000 членов, некоторые настолько прониклись идеями компании, что за свой счет мыли машину перед тем, как ее вернуть. Но компания несла убытки. А Чейз была вынуждена сообщить, что они не получат $7 млн инвестиций – сделка сорвалась в последнюю минуту. И хотя ей в спешном порядке удалось получить кредит, совет директоров, в который помимо самой Чейз входили четыре независимых инвестора, решил искать нового гендиректора.

«Еще ребенком я обожал возиться с электроникой и механическими устройствами, отец прозвал меня Mr. Fix-It (Мистер Все Исправим), вспоминает в статье для New York Times 53-летний Скотт Гриффит: «Когда мне было 9 или 10 лет, я обнаружил, что у тостера порвался провод. Я пошел в подвал, запаял его мягким припоем – и все заработало! В колледже в Питтсбурге мне легко давались инженерные дисциплины и с трудом – экономика. Так что я решил переехать в Сиэтл и наняться в Boeing. Потом стал жить в Лос-Анджелесе и работать инженером Hughes Aircraft. Там я заработал репутацию человека, который разбирается в технологиях, в том числе в бизнес-технологиях».

Почувствовав вкус к бизнесу, Гриффит поступил в Чикагский университет и, получив диплом МВА, начал работать частным бизнес-консультантом: «А 10 лет спустя у меня обнаружили болезнь Ходжкина – лимфогранулематоз. Мой брат сказал мне: «Ты найдешь способ прорваться сквозь все это и выйдешь другим человеком». Девять месяцев химиотерапии и облучения помогли – Гриффит выздоровел: «У меня было время подумать, и я понял, что мне нужно найти занятие, которое мне действительно по душе». Он переехал в Атланту, занялся консультированием и стартапами, а в свободное от работы время стал строить рядом со своим домом дом на дереве – сейчас им с удовольствием пользуется его сын.

На счету Гриффита – два стартапа. Один был успешный – компания Information America, предоставляющая базу данных, в 1999 г. была продана за $25 млн. А другой – провальный. Торговец электронными книгами Digital Goods был закрыт в 2001 г., не помогли даже эксклюзивные права на продажу новеллы Стивена Кинга «Верхом на пуле». А в 2003 г. на Гриффита вышли основатели компании Zipcar.

Гриффит истово верит в цифры, коэффициенты, показатели выполнения задач и прочую магию чисел. К романтическому проекту Чейз он подошел очень сухо. Из 15 работников компании остался только один человек, остальные, посчитал Гриффит, уделяли мало внимания клиентскому сервису и скептически отнеслись к его речи о важности структурирования и измерения. «Это была компания, ориентированная на миссию – спасение мира. Нужно было внедрять культуру работы на показатели», – цитирует Гриффита CNN. Набрал он в основном вчерашних выпускников колледжей, пишет Inc. Magazine. Вскоре части из них надоело просто так колесить по городу и выкладывать рекламки в магазинах в обмен на то, что их владельцы получают бесплатное членство в Zipcar. И менеджеры начали выдумывать яркие маркетинговые акции.

Подход Гриффита оправдал себя. Через год количество членов клуба перевалило за 10 000 (а сейчас их более 730 000). В 2007 г. прибыль с $2 млн поднялась до $100 млн, и в ноябре Zipcar поглотила крупнейшего конкурента – компанию Flexcar.

К делу Гриффит подходит со свойственной ему склонностью все упорядочить и систематизировать. Прежде всего он остановил экспансию компании и сосредоточился на том, чтобы наладить бизнес в Бостоне, Вашингтоне и Нью-Йорке, где компания уже присутствовала. Два года он не искал инвесторов, обходясь $4 млн от бизнес-ангела. Только в 2005 г. он согласился, чтобы венчурный фонд Benchmark Capital вложил в компанию $10 млн. К тому времени отделения в Бостоне, Вашингтоне и Нью-Йорке приносили прибыль, деньги были пущены на захват новых городов и вторжение в Канаду.

«Сначала нужно было получить работающую бизнес-модель в масштабах одного города. Прежде компания не особо задумывалась над тем, что нужно, чтобы быть прибыльной», – объяснял он свое промедление. Он рассчитал, что для этого в одном городе достаточно иметь 150–200 машин, по 40 членов клуба на каждую. Тогда как в Нью-Йорке было 35 машин, неравномерно распределенных от Манхэттена до Бруклина.

Гриффит заказал фокус-группы с людьми, которые знали о Zipcar, но не были ее клиентами. Членов клуба приглашали по вторникам к пяти вечера в офис на бесплатную пиццу, а заодно Гриффит выспрашивал, какие, по их мнению, проблемы есть у компании. Часто свободный автомобиль оказывался слишком далеко от клиента. Кроме того, бывало, что клиент опаздывал со сдачей машины, а следующий уже ее ожидал. Обычно центральный офис разруливал проблему вручную, что невозможно в большой компании.

Гриффит инвестировал в дистанционную систему слежения за машинами. Она сообщает в офис о срабатывании датчиков (например, разрядки батареи). Когда автомобиль проезжает 180-мильный дневной лимит, включается счетчик оплаты дополнительных миль. Если машину угоняют, дистанционно можно отключить двигатель. При этом компания утверждает, что не записывает данные о передвижении клиентов.

Гриффит ворвался в нишу, которой брезговали другие компании по прокату, – это молодые водители. Avis или Hertz брали с тех, кто моложе 25, дополнительные $25, так как для них была дороже страховка. А с людьми моложе 21 года вообще не имели дела. Еще первый гендиректор Zipcar, Чейз, сумела договориться со своей альма-матер, колледжем Wellesley, что тот доплатит за страховку своих учеников. Затем Гриффит собрал статистику аварийности и убедил страховщика, Liberty Mutual, что молодежь водит куда аккуратнее обычных водителей. Тот снизил премию, и Zipcar расширила эксперимент еще на три учебных заведения. Статистика по ним подтвердила выводы Гриффита. Сейчас молодежь – один из главных клиентов компании.

Но Гриффит верит, что деловые люди – еще более перспективный рынок. Он даже настоял на необходимости купить дорогие машины и не размещать на них логотипа компании, чтобы клиент мог притвориться, что это его личная машина.

В чем Гриффит был не прав, пишет Inc. Magazine, так это в отношении к идеологии зеленых, исповедуемой основателями компании. Он просто не верил, что люди способны принимать решение о трате денег, исходя из защиты окружающей среды. Но сейчас Zipcar активно продвигает себя как зеленую компанию. Хотя Гриффит не склонен признавать ошибку: «Не думаю, что люди выбирают Zipcar именно по этой причине, но это важная часть бренда».

«Почти каждый день встаю в 6.15. Немного работаю из дома. Еще прежде, чем я доберусь до офиса, я раз 18 проверю почту, – рассказывает Гриффит WSJ. – Когда я в офисе, начинается череда деловых встреч, интервью с журналистами, бесед с инвесторами, отношениям с ними я посвящаю 10–20% своего времени. Трудно сесть и спокойно подумать о стратегии компании». Но эти размышления – важнейшее занятие для Гриффита: если не удается найти на них время, он чувствует себя не в своей тарелке и, меняя свое расписание, посвящает этим размышлениям всю пятницу.

Баланс личной жизни и работы не является его сильной стороной, признает Гриффит. Но он старается. Когда его сыну было четыре или пять лет, Гриффит тренировал его футбольную команду. В карман куртки он клал BlackBerry – до тех пор пока не подумал, что это мешает общению с сыном. Теперь его отпрыску 13 лет. Если в обычные дни Гриффит носит с собой как минимум два гаджета, чтобы быть в курсе рабочих дел, то в выходные не берет ни одного.