Офис убудет на треть

Через два года количество российских компаний, которые будут предоставлять сотрудникам возможность работать в удаленном доступе, вырастет в 4 раза

К 2020 г. компании планируют уменьшить размер офисного пространства на одну пятую часть, выяснили исследователи консалтинговой компании Vanson Bourne. Новое рабочее пространство будет предоставлять лишь 7 рабочих мест на 10 служащих, при этом каждый работник будет иметь доступ к корпоративной сети в среднем с шести различных устройств.

В опросе, проходившем в августе этого года по заказу компании Citrix, приняли участие 1900 старших IT-специалистов из 19 стран мира, включая Россию.

Сергей Поздняков, региональный директор по России и странам СНГ компании Citrix Systems, считает прогноз исследователей вполне реалистичным. «По нашим данным, сегодня больше половины компаний в России стремятся предоставить сотрудникам гибкий, мобильный стиль работы», – говорит он. «Еще 10 лет назад, чтобы принять участие в торгах, клиенты приезжали на биржу в специальный торговый зал, – рассказывает Руслан Вестеровский, директор по персоналу Московской биржи. – Сегодня же все торги электронные, а в торговом зале теперь располагаются только рабочие места специалистов биржи. И, как многие крупные компании, мы задумываемся над тем, как смогли бы работать в удаленном доступе и сами сотрудники биржи».

Через восемь лет треть служащих в нашей стране уже не будет проводить все время в офисе, говорится в исследовании. Вместо этого сотрудники смогут работать из дома (38,4%), на площадках, где ведутся проекты (26%), или на территории клиентов и партнеров (31%). Также ожидается, что люди будут использовать корпоративные приложения, данные и дополнительные сервисы с помощью мобильных устройств, находясь в отелях, аэропортах, кафе и во время различных поездок.

20% от общего числа российских компаний, которые участвовали в опросе, уже используют мобильный стиль работы, и ожидается, что к концу 2014 г. их количество вырастет до 83%. Большая часть компаний (90%), говорится в исследовании, будет использовать систему BYOD («Принеси собственное устройство»). Сотрудники смогут сами выбирать и приобретать устройства, которые они будут использовать в работе. При этом 83% от общего числа организаций готовы полностью или частично возмещать стоимость технических средств.

«В «Яндексе» некоторые сотрудники, например специалисты службы поддержки, асессоры (люди, которые оценивают релевантность поисковой выдачи), медиапланеры (специалисты по составлению медиапланов рекламных кампаний), уже давно работают в удаленном доступе», – рассказал представитель компании Очир Манджиков. Но переводить на надомную работу людей, чьи позиции предполагают постоянное общение с коллегами, в «Яндексе» не планируют. «Случаи организации такой работы у нас единичны – например, если разработчик уезжает в другую страну, но хочет по-прежнему работать на компанию, – говорит Манджиков. – В тех странах, где мы находим команды из нескольких человек, мы сразу стараемся предоставить им офис, потому что люди должны сидеть рядом и постоянно общаться – как правило, это эффективнее любых средств связи».

Для решения большой части задач надо работать коллективно и люди наиболее производительны именно в офисе, рядом с коллегами, соглашается Настасья Савина, HR-директор ABBYY.

Концепция удаленного рабочего места – это общепринятая мировая практика, возражает Владимир Химаныч, директор по работе с персоналом Microsoft в России: развитие IT-индустрии в нашей стране также дает возможность компаниям увеличивать количество «мобильных работников».

«Некоторые IT-компании предоставляют такую возможность даже сотрудникам, чьи позиции, казалось бы, требуют постоянного присутствия в офисе, – специалистам финансовых отделов и бухгалтерии, – приводит пример Вестеровский. – А почему нет? Тот же расчет зарплаты вполне можно делать и дома. Мы, например, находимся в центре Москвы: один офис – на Воздвиженке и окнами выходит на Кремль, другой – в Большом Кисловском переулке. Содержание двух офисов обходится нам недешево, и мы тоже задумываемся о переводе на удаленный доступ некоторых категорий сотрудников. В основном это может коснуться специалистов, которые занимаются разработкой программ и их поддержкой. Но важно при этом сохранить качество обслуживания клиентов».