Два стула для Дюкова

Власти Ирака, которые уже внесли несколько компаний в черный список из-за работы в Курдистане, утверждают, что «Газпром нефть» заморозила контракт с провинцией. Но сотрудник компании уверяет, что она продолжает работать в Курдистане

«Газпром нефть», которая в августе подписала с региональным правительством Курдистана два соглашения о разделе продукции, приостановила работу по этим контрактам, заявил International Oil Daily министр нефти Ирака Абдул Карим Луэйби (цитата по Bloomberg). По его словам, «Газпром нефть» в письме уведомила власти Ирака, что ее контракт с Курдистаном заморожен. Иракский министр прибыл в Москву в составе делегации премьер-министра страны Нури аль-Малики.

Представитель «Газпром нефти» отказался от комментариев, но сотрудник компании уверяет, что она продолжает реализацию проектов в Курдистане и сохраняет интерес к этому региону. При этом еще в августе, когда «Газпром нефть» только объявила о соглашениях в Курдистане, правительство Ирака предупредило, что может применить против компании санкции, если выяснится, что она сотрудничает с провинцией без разрешения центрального правительства. Багдад будет разбираться с этими соглашениями, заявил тогда представитель министерства нефти Ирака Асым Джихад.

Соглашения о разделе продукции касаются двух блоков, расположенных на юге Курдистана, – Garmian и Shakal. В первом блоке доля «Газпром нефти» составит 40%, а во втором – 80% (там компания также получит статус оператора проекта). Сейчас на этих блоках проводятся геологоразведочные работы, добыча должна стартовать не позднее 2015 г. «Газпром нефть» оценивает запасы обоих месторождений в 3,6 млрд баррелей. При этом еще в декабре 2009 г. «Газпром нефть» в составе консорциума (30%, оператор проекта) выиграла право на разработку месторождения Бадра (по предварительным оценкам, запасы составляют 3 млрд баррелей), которое контролирует центральное правительство Ирака.

«Газпром нефть» фактически оказалась на двух стульях и, возможно, будет поставлена перед выбором между проектами в Курдистане и Бадре, отмечает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Центральное правительство и власти Курдистана спорят из-за распределения финансовых потоков, и Багдад уже внес несколько компаний в черный список из-за работы в этой провинции. Так, в этот список попала Chevron, которая в июле приобрела 80% в двух проектах в провинции у индийской Reliance Industries. А в августе Ирак потребовал, чтобы французская Total, которая отказалась расторгнуть сделку с властями Курдистана, вышла из проекта освоения месторождения Halfaya. Судьба «Газпром нефти» будет зависеть от развития отношений Багдада и Курдистана (переговоры с которыми начались), а также от поддержки российского правительства, отмечает Нестеров.

Вчера на встрече с аль-Малики президент Владимир Путин выразил надежду, что работа российских компаний в стране «будет развиваться поступательно»: «Очень рассчитываю на вашу поддержку».