Экономика уходит в сеть

На интернет-бизнес в России приходится примерно 1% национального ВВП, а к 2020 г. рунет будет обслуживать более половины российской экономики, прогнозирует Высшая школа экономики
Д. Абрамов/ Ведомости

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и ВШЭ провели совместное исследование экономики российского интернета. Выяснилось, что по итогам прошлого года объем экономики рунета превысил 0,55 трлн руб., что составляет около 1% российского ВВП. В этом году обороты онлайн-компаний вырастут еще на 30% и эта доля вырастет до 1,5%, прогнозирует ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Эти цифры РАЭК и ВШЭ получили путем опроса экспертов основных компаний-игроков в интернет-отрасли.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты назвали прогноз ВШЭ по 2020 г. очень смелым. «Но четверть ВВП от интернета к 2020 г. вполне реальный прогноз, – полагает совладелец платежной компании Qiwi и один из основателей фонда прямых инвестиций iTech Capital – Андрей Романенко. – К этому времени более половины покупок россияне будут совершать в сети». На покупку в сети переходят не только частные клиенты, но и корпоративные, указывает он, уже сейчас появились оптовые поставщики, которые работают с небольшими магазинами по онлайн-заказам. Через несколько лет россияне разделятся на две примерно равные группы, считает он: одни продолжат обслуживаться в банках, другие полностью перейдут на оплату через электронные кошельки.

Именно оценка масштаба интернет-экономики – главный результат этого исследования, считает он. Экономика рунета растет на десятки процентов в год. Ни один сектор экономики, по его словам, таких темпов не показывает. Если они сохранятся, то к 2020 г. на рунет вместе с зависимыми от него секторами (как-то: доступ в онлайне, госзакупки через сеть и проч.) может прийтись более половины ВВП, прогнозирует Кузьминов.

Большая часть объема интернет-экономики приходится на электронную коммерцию: ритейл – 309,4 млрд руб. (рост по сравнению с 2010 г. составил 30%, ожидаемый рост в 2012 г. – 27%) и платежи – 166,7 млрд руб. (34 и 32%). Второй по величине сегмент – реклама и маркетинг. Рынок медийной рекламы в прошлом году вырос на 41% до 15,8 млрд руб., рынок контекстной – на 53% до 24,2 млрд руб., гласят данные РАЭК и ВШЭ.

Будущее электронной торговли в России стало гораздо менее определенным после заявления министра связи Николая Никифорова о будущей кардинальной реформе «Почты России», указывает топ-менеджер одной из крупных интернет-компаний. Отсутствие нормальной национальной службы доставки и необходимость создания собственной системы, пожалуй, главное, что сдерживает развитие интернет-ритейлеров в стране. Если эта проблема будет решена, бизнес начнет развиваться невиданными прежде темпами. Затраты на ведение бизнеса электронной коммерции в России намного выше, чем в других странах, именно из-за необходимости инвестиций в логистику, согласились гендиректор Ozon Маэль Гавэ и директор Fastlane Ventures Марина Трещова.

В ближайшие 3–5 лет бизнес электронной коммерции будет расти прежде всего в регионах за счет увеличения проникновения интернета и улучшения инфраструктуры доступа в целом по стране, говорит гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин. Интернет-каналы станут быстрее, значит, вырастет и трафик, добавляет он.

Возрастающая популярность онлайн-видео, смарт-ТВ, дальнейшее проникновение планшетов – все это факторы, благодаря которым медийная (баннерная) реклама будет развиваться гораздо более динамично, чем в последние годы, рассуждает руководитель отдела интернет-исследований аналитического центра «Видео интернешнл» Алексей Беляев. «Будущее социальных сетей в России вызывает вопросы, сейчас у них идет эпоха [накопления] первоначального капитала, – сказал он, – и сейчас они не предпринимают достаточно усилий, чтобы создать продукт, по-настоящему интересный рекламодателям. Но если они его сделают, то станут третьим большим китом на рекламном рынке в сети».

Все большая часть экономики рунета будет смещаться в сторону мобильных устройств, говорят большинство собеседников «Ведомостей». «Все больше пользователей заходят в сеть через мобильные устройства, но отдача с таких пользователей для интернет-компаний по сравнению с пользователями настольных компьютеров крайне мала, – сказал один из них, – модели монетизации мобильного интернета пока не придумано, но, скорее всего, она возникнет в течение 3–5 лет, и это будет фундаментальный сдвиг всей мировой интернет-экономики». Из-за этих факторов – будущей мобильной революции и реформы «Почты России» предсказывать будущее интернета в России сейчас сложнее, чем когда-либо, добавил он.