«Ноги не задирала»

Мосгорсуд разделил Pussy Riot: Екатерина Самуцевич отправилась домой, Мария Алехина и Надежда Толоконникова – в колонию общего режима. Это урок для других подсудимых – не политизируйте процесс, считает эксперт

Кассационная коллегия Мосгорсуда изменила вчера приговор, вынесенный Хамовническим участнице группы Pussy Riot Самуцевич: вместо двух лет реального срока она получила два году условно с двухлетним испытательным сроком. Приговор Алехиной и Толоконниковой (также по два года) оставлен в силе. Две недели назад Самуцевич неожиданно отказалась от услуг адвоката Виолетты Волковой, сославшись на расхождения в позициях.

Вчера на суде выяснилось: смена адвоката привела к смене стратегии защиты Самуцевич. В дополнении к общей кассационной жалобе Pussy Riot, подготовленном ее новым адвокатом Ириной Хруновой, утверждалось: инкриминированное Самуцевич преступление нельзя считать оконченным. Она вместе с остальными готовилась к акции, достала гитару, но не успела принять участие в панк-молебне – охранники сразу же вывели ее из храма. Наказание за приготовление к преступлению должно быть ниже, чем за совершенное, настаивала адвокат. «Никакого раскола в Pussy Riot нет, но я готова отвечать только за то, что совершила», – заявила сама Самуцевич.

Адвокаты остальных участниц Pussy Riot использовали доводы, уже звучавшие в Хамовническом суде: вина подсудимых не доказана, а событие преступления отсутствует. Они также апеллировали к многочисленным процессуальным нарушениям, допущенным судом первой инстанции: он отказывался принимать ходатайства, вызывать свидетелей и экспертов, не давал подсудимым времени на подготовку к процессу. Адвокат Марк Фейгин также потребовал от суда вынести частное определение в отношении президента Владимира Путина, который перед рассмотрением жалобы назвал приговор правильным.

Алехина заявила, что считает российскую судебную систему дискредитированной прошедшим процессом. «У меня нет надежды, что мое дело будет направлено на новое разбирательство, но мы все равно не будем молчать», – заявила она.

Прокурор настаивал на том, что приговор является законным, справедливым и его следует оставить без изменения.

Муж Толоконниковой Петр Верзилов назвал решение Мосгорсуда неожиданным. Он уверен, что раскола в Pussy Riot это не вызовет: после оглашения приговора все трое улыбались и обнимались, напомнил он. Фейгин заявил, что рад за Самуцевич, но не понимает, чем вызвана такая дифференциация. Хрунова, как и прочие адвокаты, обещает отправить документы в Страсбургский суд: это не окончательная победа, ведь суд признал подзащитную виновной.

Адвокат Роберт Зиновьев называет вынесенное решение нехарактерным для Мосгорсуда: обычно он стремится к минимальной коррекции состоявшихся решений, за что и был прозван Мосгорштампом.

Такое решение может быть своего рода сигналом международной общественности (российская суровый приговор скорее поддерживает), а также знаком для подсудимых, проходящих по другим политическим делам, отмечает политолог Алексей Макаркин: излишняя политизация процесса может оказаться «отягчающим обстоятельством», защите следует сосредоточиться исключительно на правовых вопросах.