Зарубежная недвижимость: Жилье важнее

Перехватывающие парковки – очевидный, но не лучший вариант для территорий, примыкающих к транспортным развязкам, поняли власти Денвера.
AP

Более перспективным им кажется строительство жилья и инфраструктуры рядом со станциями, а парковки пусть будут расположены в шаговой доступности – близко, но не совсем рядом.

С 620000 жителей Денвер занимает 23-е место среди самых населенных городов США. Но с учетом пригородов, обитатели которых ездят на работу в центр, получается 3,16 млн человек. По этому показателю Денвер 16-й среди мегаполисов США.

Проблема пригородов

В рэнкинге Forbes 2012 г. Денвер замыкает двадцатку самых престижных городов с точки зрения жителей. «Планировка города создает уникальное ощущение окружающего пространства, которое нравится жителям, – говорит гендиректор MIG Real Estate Грег Мирейдж. – Тенденции роста в демографической ситуации и на рынке занятости обещают хорошие результаты на рынке многосемейного жилья в городах с ограниченным предложением, как, например, Голден». Голден – город с 19000 населения к западу от Денвера. В IV квартале 2011 г. доля незанятого жилья в нем составляла 3,9%. Цены на аренду жилья здесь прибавляют по 10% ежегодно (данные Metro Denver Vacancy and Rent Survey).

Власти Денвера решили увеличить возможности транспортной системы, чтобы жителям пригородов было легче добираться в центр. Проект, названный FasTrack, финансируется за счет федеральных средств, частных пожертвований и местного бюджета. В 2004 г. жители «большого Денвера» проголосовали за введение специального налога на FasTrack, и только после этого началась реализация проекта. Его бюджет несколько раз пересматривался – расходы превышали смету. По последним оценкам, он составляет $7,4 млрд, пишет WSJ. Железнодорожная составляющая проекта FasTrack должна быть завершена к 2022 г. Сейчас идет строительство первых 84,3 км железнодорожного полотна (всего запроектировано 192 км) и 26 станций.

Что вместо парковок

Первоначально предполагалось, что перехватывающие парковки будут расположены не далее чем в 300 м от каждой станции. Но затем стало ясно, что они занимают место, которое было бы идеальным для магазинов, жилья и инфраструктуры, предназначенной для обитателей близлежащих домов.

«Если парковки уже включены в схему проекта, их трудно передвинуть», – отмечает старший менеджер по планированию Regional Transportation District Билл Сайройс. Тем не менее в 2010 г. требование, чтобы парковки были размещены в 300 м от станций, из проекта было исключено. Теперь речь идет о том, чтобы территории, прилегающие к станциям, были застроены жильем. Парковки отодвинут на 800 м в расчете на то, что живущим в пешей доступности от станций парковка не нужна. «Возможно, мы потеряем какое-то число водителей, но зато сможем построить что-то другое», – говорит Сайройс.

С этой проблемой сталкиваются многие города на западе США, где система железных дорог не так развита, как, например, в Нью-Йорке. Не все граждане живут в пешей доступности от станций, и убедить их отказаться от личного транспорта не так просто. Но практика, которую осваивает Денвер, становится все более распространенной. Сан-Франциско и Портленд оставляют перехватывающие парковки только рядом с самыми удаленными от города станциями и поощряют строительство кластеров жилых домов, кондоминиумов и офисов рядом со станциями, расположенными в черте города. Такой же подход практикуется в Миннеаполисе и Сен-Поле (штат Миннесота). «Строительство меньшего числа парковочных мест, одной парковки на несколько зданий или за соседним зданием становится обычным делом, – говорит вице-президент денверского Urban Land Institute Мэрили Аттер. – 10 лет назад это было в диковинку».

Два пригорода Денвера – Вестминстер и Арвада вместе строят многоуровневые парковки, которые будут удалены от железнодорожных станций. Рядом с одной из уже действующих станций на месте парковки девелопер D4 Urban построит жилье на 225 квартир, число парковочных мест будет сокращено с 500 до 300, и они будут перенесены за квартал от станции. Mile High Development готова построить дом на 60 квартир на участке площадью 2000 кв. м рядом со станцией. Жители смогут пользоваться 50 местами на расположенной рядом многоуровневой транзитной парковке.

Слово жителям

В южном пригороде Денвера Энглвуде власти попросили жителей поделиться мнением о том, что они хотят видеть рядом с транзитной станцией Оксфорд, сообщает www.ourcoloradonews.com. На это исследование региональный совет правительства Денвера получил грант из федеральных средств в размере $100000. Власти Энглвуда наняли консультантов, которые должны помочь сформулировать предложения по развитию территории. Одно собрание состоялось в начале августа, в нем участвовало 100 жителей. На столах лежали карты местности и маркеры. Участникам предлагалось нарисовать, что они хотят видеть рядом со станцией и в радиусе 8 км от нее.

«Это была хорошая возможность поделиться мыслями, – говорит житель Энглвуда Дейв Андерсон. – Людей волнует, что здесь будет построено, и, как и многие за нашим столом, я планирую прийти на следующую встречу». В итоге должно появиться несколько альтернативных сценариев застройки вокруг близлежащих станций. По словам консультанта Джорджа Крэндалла, предложения жителей должны стимулировать инвестиции в развитие территории. Продавать недвижимость для этого никому не придется, уверяет он.

Доступное жилье

Комитет по охране городской земли (ULC) и Medici Communities начали строительство жилья для рабочих рядом со станцией Эванс в Южном Денвере, сообщает MarketWire. Это первый проект, который осуществляется на средства фонда Денвера Transit-Oriented Development (TOD). Благодаря ему в городе появится 50 единиц доступного жилья для аренды.

В июле 2011 г. ULC приобрел участок земли за $1,2 млн (финансирование TOD). В мае 2012 г. земля была продано Medici, которая получила $1,05 млн в виде налоговых льгот от Агентства жилищного финансирования штата Колорадо. Цель программы – поощрять инвестиции в доступное жилье. На эти деньги Medici строит 5-этажное здание Evans Station Lofts, рассчитанное на 50 квартир, и коммерческие помещения площадью 660 кв. м.

Строительство должно завершиться весной 2013 г. 2- и 3-комнатные квартиры предназначены для граждан и семей, годовой доход которых составляет $16700–42840. Квартиры получат семьи с низким доходом, до 60% бюджета которых тратится на жилье и транспорт. На средства TOD уже выкуплено семь участков для строительства жилья для рабочих, но Evans Station Lofts – пока единственный проект, на котором уже начато строительство.