Бюджет против политики

Российское правительство рискует: повышение рейтинга политиков с помощью наращивания расходов ставит под угрозу рейтинг страны, предупреждают в Standard & Poor's (S&P)

Снижение популярности президента Владимира Путина и правительства может спровоцировать чиновников на принятие популистских решений и увеличение госрасходов, говорится в обзоре S&P, хотя экономических возможностей для такой политики нет.

Правительство активно использовало госрасходы для завоевания популярности среди электората в последние 10 лет, пишет агентство: «Эти времена ушли в прошлое». Предвыборные обещания Путина стоят $160 млрд – 8,4% ВВП, подсчитали в S&P.

Но замедление роста экономики и цен на сырье не позволяет и дальше наращивать госрасходы прежними темпами: «Конъюнктура рынка критична для российской казны – около 50% доходов федерального бюджета связаны с нефтью». По прогнозу S&P, средний рост ВВП в 2012–2015 гг. составит 3,5% против 7% в 2000–2008 гг., сырьевые цены расти не будут. По прогнозу Международного энергетического агентства, к 2017 г. средняя цена барреля Brent снизится со $107 до $89. В макропрогноз правительства на 2012–2014 гг. заложена цена на нефть в $93, $95 и $97 и темпы роста ВВП в 3,5, 4,2 и 4,6%.

Другой ограничитель реформаторских инициатив правительства – интересы групп влияния, считают в S&P. Главная проблема Путина – узость элиты и отсутствие «свежей крови» в управленческом составе, согласна Юлия Цепляева из BNP Paribas, косная и устаревшая модель экономики маскируется притоком нефтедолларов: «Потенциал такого хозяйства близок к исчерпанию».

Cписок бюджетных поручений, который Путин подписал 10 октября, состоит из 14 пунктов, пишет агентство «Финмаркет». В их числе есть и расходные – повышение зарплат сотрудникам прокуратуры, следственного комитета, профессорско-преподавательскому составу, денежного довольствия военнослужащих, форсированное развитие Дальнего Востока, увеличение расходов на инфраструктуру и развитие, поддержка высокотехнологичного экспорта, стимулирование перевозок и увеличение капитализации Россельхозбанка.

S&P советует правительству держать курс на сбалансированный бюджет к 2015 г. и соблюдать бюджетное правило об использовании нефтегазовых доходов. Запланированные расходы не должны превышать прогнозируемые доходы более чем на 1% ВВП, считают в S&P, среди рекомендуемых мер – увеличение заимствований, расширение внутреннего рынка облигаций и его открытие для иностранных инвесторов, повышение гибкости валютного курса: «Это имеет важные последствия для фискальной стабильности».

Впрочем, эти рекомендации правительство частично уже выполняет. По плану Минфина 90% дефицита бюджета в 2012–2014 гг. будет покрываться за счет внутренних займов (2 трлн руб. в год), заработает бюджетное правило, а гибкость курса Центробанк увеличивает с 2008 г. S&P хвалит Центробанк: с апреля до середины июня 2012 г., когда нефтяные цены упали более чем на 25% (до $90 за баррель), рубль снизился на 50% от коридора, что ограничило влияние на доходы в рублевом выражении.

Эти меры должны помочь России увеличить запас прочности бюджета, но не позволят довести ее до предкризисного уровня, констатирует S&P (профицит достигал 8,3% ВВП); если правительство пойдет в противоположном направлении и будет наращивать расходы, кредитный рейтинг страны может быть понижен. Маловероятно, что стратегия правительства по наращиванию госрасходов изменится, отказаться от популизма может заставить лишь обвал цен на сырье и глобальный кризис, считает Цепляева. «Но оснований для понижения рейтинга России при таком низком уровне госдолга (см. врез) не появится еще долгое время», – добавляет она.