Персона - Чак Фини, основатель фонда The Atlantic Philanthropies

81-летний Чак Фини прожил яркую и полную неожиданных поворотов жизнь. Создал успешный бизнес, стал миллиардером, а потом все свои капиталы отдал на благотворительность. Сейчас его цель – уговорить других богачей идти по его стопам, следуя лозунгу «Раздавай, пока живой»
Чак Фини/ Atlantic Philanthropies

Деньги и ответственность

Когда дочь Фини Бейли была подростком, им пришел большой счет за международные телефонные переговоры: Бейли с подругой из отчего дома звонили знакомым мальчикам в Европу. Отец отключил телефон и повесил на стену карту города, отметив на ней ближайшие переговорные пункты. Потом он отослал счет за телефон отцу подруги Бейли. Девочка вспоминает, что чувствовала себя очень неудобно. The New York Times

Фини носит электронные часы за 15 баксов и мятую рубашку. На исторической родине, в Ирландии, его запросто примут за американского туриста. «Да эти часы показывают мне время лучше «ролекса»! – восклицает Фини. – Когда тебе 81 год, уже нет особой нужды в атрибутах роскоши». Ресторанам он предпочитает закусочные, портным – магазины ширпотреба, у него нет машины – он пользуется метро или такси. У него нет своего жилья: он останавливается в корпоративных квартирах, которые снимает его благотворительный фонд The Atlantic Philanthropies для собственных нужд. Все семь домов Фини достались его бывшей жене и пятерым детям по соглашению о разводе. Но, несмотря на богатство, четыре дочери и сын Фини летом подрабатывали официантами, горничными, кассирами, пишет The New York Times.

Имя Чака Фини прогремело в 1988 г. Тогда американский журнал Forbes объявил, что нашел нового миллиардера. И поставил создателя сети Duty Free Shoppers на 31-е место в списке самых богатых американцев с состоянием $1,3 млрд. Четырехполосная статья подробно рассказывала, как разбогател бывший солдат. Но не все в ней оказалось правдой: Фини заработал куда больше $1,3 млрд, и к тому моменту у него уже не было этих денег. Он распоряжался несколькими миллионами. Остальное принадлежало благотворительному фонду и использовалось по назначению. Но убедить в этом Forbes сотрудники Фини не смогли, признает журнал, и тот продержался в рейтингах до 1996 г.

The Atlantic Philanthropies пожертвовал уже $6,2 млрд. К 2016 г. он вложит оставшиеся $1,3 млрд и через четыре года закроется. «Я убедился, что куда больше удовольствия получаешь, когда отдаешь деньги и видишь, как благодаря им что-то появляется, например госпиталь. Это же логично – вкладывать деньги в добрые дела, а не класть на счет в банке и позволять накапливаться и накапливаться», – рассказывает Фини.

Фини родился в 1931 г. в штате Нью-Джерси в семье ирландцев. Отец работал в страховой компании, мать была сиделкой. Он на личном опыте убедился, как нелегко простым людям сводить концы с концами. Сам в детстве убирал снег, подстригал лужайки и работал мальчиком, подносящим клюшки и мячи при игре в гольф. «Особенно я гордился тем, что не потерял ни одного мяча!» – вспоминает Фини.

В 1948 г. 17-летний Фини пошел в армию. Отслужил в наземных службах ВВС в Японии и Корее. А потом по программе G.I. Bill для бывших солдат поступил в университет. Правда, $110 в месяц, которые платило государство, едва хватало для оплаты учебы, пишет сайт IrishCentral. У однокурсников он получил прозвище «человек-бутерброд», так как продавал им сэндвичи.

Корнелльскую школу по подготовке персонала для отелей Фини окончил в 1956 г. По программе G.I. Bill у него было право еще на четыре месяца выплат на образование, и он махнул во Францию, чтобы изучать политологию. Там он совмещал учебу в Университете Гренобля и продажу американским морякам выпивки, парфюмерии и сигарет. Потом бизнес занял все его время, рассказывает FT. Конкуренция была высока, но благодаря опыту службы в армии Фини легко уговаривал пустить его на корабль, пишет Forbes. «Морякам нравился мой американский акцент. Так что если деньги не спускались на проституток, то доставались нам», – цитирует FT слова Фини.

В 1960 г. вместе с другим выпускником Корнелла, Робертом Миллером, Фини основал Duty Free Shoppers, открыл магазины в Гонолулу и Гонконге. Через четыре года они вели операции в 27 странах. В 1964 г. ради токийской Олимпиады Япония перестала ограничивать выезд своих туристов за рубеж (запрет был введен после войны, чтобы помочь восстановиться экономике). Японцы ринулись путешествовать и закупаться в duty free. Фини доплачивал сотрудникам туркомпаний, и те приводили туристов именно в его магазины. Как писал Forbes, Фини нанял аналитиков, чтобы просчитать, какие города станут популярными в дальнейшем у японских туристов. Ради этого на острове Сайпан Duty Free Shoppers в 1976 г. даже построила аэропорт, вложив $5 млн.

В 1982 г., став миллиардером, Фини основал фонд The Atlantic Philanthropies. Как рассказывает IrishCentral, еще в 1981 г. Фини пожертвовал родному Корнелльскому университету $700000. После этого его завалили просьбами о других пожертвованиях, но Фини не желал бесконтрольно раздавать деньги и по совету друга учредил фонд. А через два года в обстановке полной секретности отписал The Atlantic Philanthropies свою долю, 38,75% акций в Duty Free Shoppers и почти все состояние, оставив себе $5 млн «на жизнь». Известно об этом стало только десяток лет спустя.

Фини рассказывает, что его вдохновило эссе «Евангелие богатства» Эндрю Карнеги. Этот американский сталепромышленник, филантроп и мультимиллионер жил в 1835–1919 гг. В частности, он финансировал строительство Карнеги-холла, Фонда и Института Карнеги. Карнеги доказывал, что у богатых есть ответственность – распределить свое богатство. Ему принадлежат слова: «Человек, который умирает богатым, умирает опозоренным». «В Америке логичнее раздавать деньги при жизни, ведь после смерти их в виде налогов отбирает государство», – убеждает Фини. Сам он мастак сэкономить на налогах: бизнес основал в Лихтенштейне, холдинговую компанию оформил на Бермудах на имя своей жены-француженки. «Каждый строит ту структуру [бизнеса], которая соответствует его целям», – философски заключает Фини, добавляя, что чем меньше налогов, тем больше идет на благотворительность.

Филантропия Фини простирается от строительства госпиталей в США до курсов по безопасности на дорогах для вьетнамских детей. Фонд не принимает предложения со стороны, а выходит со своими проектами, писала The New York Times. Больше всего внимания, пожалуй, уделяется образованию, считает FT. В этом году The Atlantic Philanthropies пожертвовал еще $350 млн альма-матер Фини – Корнелльскому университету на новый кампус. А в образовательные проекты в Ирландии фонд вложил не менее $1 млрд.

Фини делал все, чтобы избежать публичности. Фонд The Atlantic Philanthropies был зарегистрирован на Бермудах. Платил банковскими чеками, так что многие просто не знали, кому обязаны пожертвованием. А если и знали, то фонд ставил жесткое условие: как только имя дарителя станет известным публике, финансирование прекращается. На тех редких мероприятиях, где Фини был почетным гостем, работал только нанятый им фотограф. Он нарочно снимал фотоаппаратом, где не было пленки, пишет IrishCentral. Все изменилось в 1997 г. Решив, что бизнес duty free приходит в упадок, Фини затеял его продажу. Два года он уламывал своих партнеров и договаривался о сделке с холдингом LVMH Бернара Арно. В 1997 г. бизнес достался LVMH, а бюджет The Atlantic Philanthropies пополнился на $3,5 млрд. Но партнер Фини – Миллер был недоволен сделкой и затеял судебную тяжбу, рассказывает IrishCentral. Поняв, что правда вот-вот раскроется, Фини сыграл на опережение. Он встретился с репортерами и рассказал им о фонде и тех $600 млн, которые уже были пожертвованы. Новость стала сенсацией для всех, в том числе для бывших партнеров Фини по бизнесу.

После этого Фини стал охотнее соглашаться на интервью, чтобы рассказать о своей философии giving while living (можно перевести как «Раздавай, пока живой». – «Ведомости»). Но и во время интервью Фини предпочитает меньше говорить, а больше задавать вопросы или отвечать кратко.

Изменил ли девятый десяток лет жизненные взгляды Фини, поинтересовались журналисты FT. «Я больше не ухлестываю за девчонками, потому что понял, что мне их уже не покорить», – отшутился тот. На самом деле под старость у Фини появилась новая цель – уговорить других богачей пойти по его стопам. Он участвует в благотворительном проекте Giving Pledge, который в 2010 г. запустили Билл Гейтс и Уоррен Баффетт. Участники публично обязуются завещать на благотворительность половину своего состояния, причем начать отчисления они могут еще при жизни. Гейтс назвал Фини духовным лидером проекта, в котором в сентябре этого года участвовало, по данным The Wall Street Journal, уже 92 семьи.