Запас на черный день

Начинающие предприниматели, как правило, стараются запустить в оборот сразу весь стартовый капитал. И лишь немногие, самые осторожные, откладывают HЗ на черный день. Кто из них прав: тот, кто хочет как можно быстрее раскрутиться, или тот, кто пытается застраховаться от неприятных ситуаций?

Американец Кайл Бернер долгое время перебивался случайными заработками. А в 2008 г., наконец, открыл в Новом Орлеане собственный бизнес, компанию по оптовым и розничным продажам обуви Feelgoodz. Не прошло, однако, и двух лет, как непредвиденные обстоятельства едва не разрушили все его мечты о предпринимательстве.

Не чужая беда

В апреле 2010 г. случился разлив нефти в Мексиканском заливе. Как следствие, партия из 10000 сланцев, которую он планировал расфасовать и отправить клиентам до начала суматошного летнего сезона, пришла с опозданием. Товар был уже оплачен покупателями, но задержка на полтора месяца привела к неприятным последствиям: клиенты не стали заказывать у него повторно экологически безвредные сланцы. «Мы рисковали разориться, так как у нас не было запасов наличности», – вспоминает 32-летний Бернер.

Чтобы спасти ситуацию, предприниматель быстро зарегистрировался на сервисе коллективных скидок Groupon. И за три дня распродал пришедшую партию сланцев с 50%-ной скидкой. Распродажа не принесла ему ни цента прибыли, зато помогла наполнить кассу наличностью для своевременной выплаты банковской ссуды. Оглядываясь назад, Бернер убежден: если бы ему сейчас пришлось начинать бизнес, он бы специально выделил дополнительные оборотные средства из стартового капитала, которые можно было бы отложить на черный день. «Мы бы знали, что у нас есть неприкосновенный запас для непредвиденных обстоятельств», – говорит предприниматель и добавляет: теперь он откладывает сумму, которая могла бы в течение трех месяцев покрывать все расходы его компании. «Никогда не знаешь, какие сюрпризы преподнесет тебе жизнь», – вздыхает он.

Правила страховки

Чтобы защитить начинающую компанию от неожиданного банкротства, не нужно тратить много денег или много работать, уверяет Гейл Моратон, менеджер по формированию политики выживания компаний в сложных обстоятельствах в Институте безопасности дома и бизнеса. Начинающим бизнесменам она рекомендует составить свод инструкций, где в деталях изложены правила функционирования бизнеса, определена зона ответственности каждого сотрудника, указаны пароли доступа в компьютерную сеть и контакты ключевых поставщиков. Эти инструкции следует хранить в безопасном месте вне офиса, куда предприниматель или его управленческая команда могут легко попасть в случае необходимости. «Надо, чтобы информация была вам доступна. Ведь когда разразится несчастье, вы наверняка не сможете вспомнить всего, что написали», – говорит Моратон.

Обязательно держите в кассе неприкосновенный запас, деньги, которыми вы могли бы покрыть краткосрочные расходы, например выплатить зарплаты за несколько месяцев или заплатить поставщикам, советует Деннис Серу, профессор в сфере предпринимательства Бэбсон-колледжа в Уэллсли (штат Массачусетс). Это поможет вам продержаться на плаву, пока ситуация не нормализуется после пережитых катаклизмов и вынужденной остановки бизнес-операций.

Подобные шаги спасут компанию от уничтожения и в том случае, если жертвами бедствия стали ключевые поставщики или клиенты. Вы сможете отказаться от товаров или доходов, от которых раньше зависели. Возможно, вы захотите спросить ваших потенциальных партнеров, разработан ли у них план действий по обеспечению непрерывности деятельности компании в непредвиденных обстоятельствах. И сделаете вы это еще до того, как дадите согласие на совместную работу, добавляет Моратон.

По закону ваша компания обязана застраховать определенное количество рисков. Особенно если офис находится в зоне, где случаются наводнения или торнадо. Но не думайте, что подобная страховка покроет последствия всех возможных бедствий или что вы на годы вперед сможете почувствовать себя как у Христа за пазухой, купив страховку. «Надо четко понимать, что покрывает страховка, а что нет», – говорит Серу. «Хотя бы раз в год проверяйте, какие риски входят в страховку и какова ваша страховая сумма, особенно если вы только начали бизнес. Вы можете быстро выйти за пределы суммы вашей первоначальной страховки, так как ваша компания быстро растет», – добавляет он.

Беда из засады

А еще помните, что беда может прийти совсем не оттуда, откуда вы ее ждете. Например, предприниматель Зейчери Роуз в прошлом году потерял десятки тысяч долларов из-за того, что один его сотрудник украл важные документы из офиса. Владелец тренинговой компании жалеет, что тогда не страховал свой бизнес на $2000 в год, как он делает это сейчас. Причем страховка защищает его фирму от ущерба, который могут причинить нечестные сотрудники. Помимо этого она предусматривает также возмещение ущерба в случае разного рода бедствий – пожара, отключения электроэнергии и природных катаклизмов.

Роузу сейчас 31 год. Он основал Green Education Services в 2009 г., после того как его уволили из архитектурной фирмы. Поначалу «денег совсем не было, и у меня и мысли не возникало о том, чтобы застраховать бизнес», говорит он и поясняет: инцидент с похищением документов вынудил его в течение нескольких недель пристально следить за тем, что происходит с сертификатами, которые получают студенты по окончании тренинга. Роуз боялся, что кто-нибудь подвергнет сомнению их подлинность. И пришел к мысли, что лучше выделить лишние средства на страховку, чем расхлебывать негативные последствия катастроф и инцидентов.