«Идеальная чашка» поделится опытом

Старейшая в Петербурге сеть кофеен «Идеальная чашка» намерена оказывать консалтинговые услуги, однако не отказывается от открытия новых точек

Сеть «Идеальная чашка» меняет концепцию развития и переходит в формат аутсорсинговых услуг на рынке общепита. Концепция предусматривает услуги по ведению бухучета, снабжению, подбору и тренингу персонала, рекламе и промоакциям, повышению эффективности и контролю качества, поставке оборудования, аренде и приобретению помещений, открытию новых кофеен, говорится на сайте сети. Представитель «Идеальной чашки» в пятницу не комментировал изменения. Разработка концепции еще не завершена, говорит близкий к компании источник. По его словам, розничное направление будет сохранено, планируется открыть новые точки в следующем году.

Сеть насчитывает 10 точек в Петербурге, сообщается на сайте. Этой осенью «Идеальная чашка» закрыла две кофейни – на Невском и на Владимирском проспекте. А ИП Ал-Хайба Аталла Салих, которому компания задолжала 500000 руб. за восстановление помещения бывшей кофейни, подал в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти иск о банкротстве ЗАО «Идеальная чашка».

Первую кофейню «Идеальная чашка» Анна Матвеева открыла в 1998 г. В 2005 г. скандинавский инвестфонд Trigon Capital выкупил у Матвеевой 85% акций «Идеальной чашки». Компания в 2011 г. была продана ее первоначальному владельцу, сообщила «Ведомостям» представитель Trigon Capital Марианна Номмик. Связаться с Матвеевой не удалось. О том, что она вернула себе этот актив, слышал один из участников рынка общепита. По данным «СПАРК-Интерфакса», Матвеевой принадлежит ООО «Идеальная чашка – Северо-Запад».Стоимость 85% «Идеальной чашки» исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков оценивает в $2–3 млн.

«Идеальная чашка» активно ищет новые помещения, говорит один из консультантов по недвижимости. Средние ставки аренды для кофеен в Петербурге – 2500–8000 руб. за 1 кв. м в месяц, оценивают в АРИН. Инвестиции в открытие одной кофейни средней площадью 150 кв. м – около $250000, срок окупаемости – 2,5 года, говорит операционный директор «Кофе сэт», мастер-франчайзи бренда в России Алексей Федоров.

Возможно, изменение концепции связано с отсутствием средств для развития сети, рассуждает Петраков. По его словам, «Идеальная чашка» – известный бренд, выгоднее было бы использовать систему франчайзинга, чем заниматься консалтингом. Кофейни приносят более стабильный доход, но консалтинг может быть прибыльней, все будет зависеть от количества клиентов, рассуждает гендиректор S.A. Ricci в Петербурге Денис Радзимовский. «Идеальная чашка» была первой сетью кофеен в Петербурге и занимала 80–90% рынка, но за 10 лет она открыла слишком мало точек и потеряла преимущество на рынке, говорит он. У «Кофе хаус» 62 кофейни в Петербурге, у Coffeeshop – 31, у «Шоколадницы» – 27, следует из их сайтов. «Кофе хаус» и «Шоколадница» занимают по 30% петербургского рынка, Coffeeshop Company – около 25%, оценивает Радзимовский. По словам Федорова, количество клиентов за первое полугодие 2012 г. выросло на 10% по сравнению с тем же периодом прошлого года.