Между Кремлем и Болотной

Е.Разумный для Ведомостей

На субботнем съезде «Гражданской платформы» ее основатель Михаил Прохоров объявил, что отошел от бизнеса, передав свои активы в трастовое управление партнерам по группе «Онэксим», и намерен полностью посвятить себя политике, для чего вступает в партию. Федеральный политкомитет партии избрал Прохорова ее председателем.

Он также возглавил гражданский комитет, куда помимо членов политкомитета вошли беспартийные «лидеры перемен» и представители других партий: народная артистка СССР Алла Пугачева и народный артист России Андрей Макаревич, представитель правительства в судах Михаил Барщевский, мэры Тольятти и Ярославля Сергей Андреев и Евгений Урлашов, сопредседатель «РПР-Парнаса» Владимир Рыжков. Гражданский комитет будет определять партийную повестку и отбирать кандидатов для участия в выборах, политический – их утверждать. У партии Прохорова, как у единороссов, будет и свой институт сторонников. Это полный отход от схемы мини-партии из 500 «держателей лицензии».

Партия намерена активно участвовать в выборах, в том числе президента и мэра Москвы, пообещал Прохоров, дабы сменить власть конституционным путем. Перемены нужны, говорили Прохоров и его соратники: необходимо укрупнить регионы и отказаться от деления по национальному принципу, реформировать межбюджетную политику, усилить независимость судей и перестроить систему здравоохранения. Но политической критики власти не прозвучало. Проклятия в адрес власти людям не нужны, уверен калининградский депутат Константин Дорошок. В России принято делить на тех, кто с Кремлем и кто с оппозицией, а «Гражданская платформа» хотела бы стать третьей силой, объяснил Прохоров.

За партию Прохорова будут голосовать те, кто недоволен положением дел в стране, но не считает нужным ходить на выборы, считает побывавший на съезде как наблюдатель кировский губернатор Никита Белых.

Прохоров акцентировал внимание на темах, которые не вызывают раздражения Кремля, и воздержался от высказываний по принципиальным для оппозиции вопросам вроде политзаключенных, отмечает политолог Алексей Макаркин. Но ему придется определиться с ответами, которые могут либо поссорить его с Кремлем, либо отвратить умеренный протестный электорат.