Мишель Ландель: Интервью - Мишель Ландель, генеральный директор Sodexo

Генеральный директор сервисной компании Sodexo поддерживает введение квот для женщин в бизнесе и готов улучшить обслуживание пациентов в российских больницах
Мишель Ландель, генеральный директор Sodexo/ M.DANIAU/ AFP

1980

генеральный управляющий Poliet Group (Франция)

1984

старший операционный менеджер Sodexho Alliance SA (позднее – Sodexo) в Восточной Африке

1989

возглавил северо-американское подразделение Sodexho Alliance SA

1998

провел слияние бизнеса Sodexho в Северной Америке с Marriott Management Services

2005

стал генеральным директором Sodexo

Как возникла Sodexo

Компания Sodexo была основана в 1966 г. в Марселе Пьером Беллоном. Отслужив во флоте, он вернулся домой – как предполагалось, чтобы работать в семейной компании. Она была основана в 1895 г. дедом Беллона и занималась поставками питания на круизные морские лайнеры. «Я был, как и сейчас, сильно привязан к своей семье и люблю ее по-прежнему, но мне хотелось делать что-то свое и быть независимым», – рассказывал Беллон (цитата по годовому отчету Sodexo за 2011 г.). В 1968 г. Sodexo вышла на парижский рынок, в 1971 г. начала международную деятельность с контракта в Бельгии, в середине 1980-х открыла крупномасштабную глобальную экспансию, а в 1995 г. стала мировым лидером на рынке услуг по организации питания. Сейчас Беллону 82 года, он по-прежнему возглавляет совет директоров Sodexo. В глобальном рейтинге Forbes в марте 2012 г. состояние его семьи оценивалось в $3,4 млрд (330-е место в мире и 9-е во Франции).

Sodexo

сервисная компания. Выручка (9 месяцев 2012 г.) – 13,706 млрд евро. Чистая прибыль (первое полугодие 2012 г.) – 297 млн евро. Основные акционеры: Bellon SA (принадлежит семье основателя компании Пьера Беллона) – 37,71%, Sodexo SA – 4,07%, остальные акции – в свободном обращении. Капитализация (Paris Euronext) – 11,73 млрд евро.

Русский по матери

Во время интервью генеральный директор Sodexo не говорил по-русски, но под конец встречи рассказал, что в детстве хорошо знал язык, ведь его мать – русская, Наталья Шидловская. Ее родители, дворяне Сергей Шидловский и Надежда Левшина, эмигрировали во Францию из Петербурга после революции, и мать Ланделя родилась уже во Франции.

С генеральным директором Sodexo Мишелем Ланделем мы встретились на Всемирном женском форуме в Довиле. Компания, которую он возглавляет, – одна из самых желанных гостей здесь: равноправие мужчин и женщин при продвижении по карьерной лестнице едва ли не самый важный пункт в корпоративной политике Sodexo. Впрочем, сейчас ее руководство, похоже, еще сильнее озабочено тем, чтобы избавиться от имиджа кейтеринговой компании: на визитках ее топ-менеджеров род деятельности Sodexo обозначен как «качество жизни». Сюда входит не только организация питания, благодаря которой французскую компанию знают во всем мире, и в частности в крупных российских корпорациях вроде UC Rusal или «АвтоВАЗа». Это еще и комплексное управление офисной недвижимостью, больницами, детскими садами, домами престарелых и даже бытовыми условиями в воинских частях. Российское качество жизни во всех этих областях предоставляет большой простор для улучшений, а значит, и для бизнеса Sodexo, подтвердил Ландель в интервью «Ведомостям».

– Почему для Sodexo так важен женский вопрос? Вы, как генеральный директор, уделяете этой теме много внимания – какие плоды это приносит?

– Я делаю это по нескольким причинам. Прежде всего, по личной – эта тема меня увлекает, в том числе благодаря многим женщинам, которых я знаю. Следующая причина: Sodexo – это компания, где работают мужчины и женщины, 420000 человек в 80 странах, обслуживающих 75 млн клиентов. И половина из этих 75 млн – женщины. Кроме того, по статистике, именно женщины принимают 70% решений о покупках. Так что если мы не в состоянии понять эту часть населения, мы не можем сделать нашу компанию совершенной. Наконец, еще одна вещь: хотя женщины составляют половину населения земли, в бизнесе и власти их процентное соотношение явно меньше. Так что даже несмотря на прогресс последнего времени, еще остается много работы, чтобы установить баланс в этой области.

– То есть, по сути, речь идет о некой форме меритократии, а не о политической корректности на американский манер?

– Это не политическая корректность, это просто более тесная связь с интересами общества. Думаю, что сегодня это важно для нашего бизнеса, а не просто как что-то хорошее само по себе. Это движущий фактор для роста Sodexo.

– Ваша компания присутствует в России с 1993 г. Как вы считаете, женщины достаточно представлены в российском бизнесе в целом и в вашей компании в частности?

– Да, в Sodexo это так, поскольку 70% нашего персонала в России – женщины. Разве что в совете директоров их соотношение – 50/50. Так что это очень сильное представительство.

– Но это получилось само по себе или в результате вашей политики?

– В 1993 г., когда мы начинали, женщин в компании вообще не было (улыбается). По мере того как мы выстраивали бизнес в России, их присутствие понемногу увеличивалось. Специальной цели [продвигать именно женщин] не было, однако мы видели, что в России люди в целом имеют хорошее образование, а женщины при этом всюду представлены и очень активны. Здесь мы увидели большой потенциал для привлечения талантов в компанию.

– Что вы думаете о 30%-ной квоте для женщин в менеджменте крупных европейских компаний, которая вводится сейчас? Это действительно необходимо?

– Я считаю, что изменения нужно форсировать. И если не будет четких целей, положение вещей никогда не изменится. Сейчас эту тему с квотами еще недостаточно хорошо понимают и оценивают. Но я думаю, что на первом этапе, возможно в данный период, важно переломить негативную тенденцию – поскольку это работает! Посмотрите, что произошло в Норвегии или даже во Франции – у нас это прошло достаточно напряженно, но ведь уже действует закон о том, чтобы довести присутствие женщин на административных должностях до 40% к 2017 г. Все нужно делать с умом, но главное – делать.

– Группа Sodexo работает на всех континентах, особенно она активна в США, Великобритании и, конечно, у себя дома, во Франции. А какое место занимает Россия в вашей международной стратегии?

– Действительно, мы представлены везде, на Францию приходится только 15% нашего бизнеса. А особенно сильно мы растем в странах, которые принято называть развивающимися; впрочем, они уже вполне развились. На такие страны приходится более 20% бизнеса Sodexo, и это важная зона роста для нас. Россия входит в число этих стран, здесь наш бизнес растет на 15–20% в год. Это чрезвычайно большой рынок, который быстро развивается. Мы инвестируем в него, и для нас это один из рычагов для роста, к каким можно также отнести страны Азии и Южной Америки. В Китае, к примеру, бизнес Sodexo растет на 30% в год, в Бразилии – на 20%.

– И какова сумма ваших инвестиций в Россию?

– Наши инвестиции – это люди, мужчины и женщины (улыбается). Это так, потому что мы хотим, чтобы сфера нашей деятельности была не только и не столько капиталистической, сколько гуманистической.

– Как бы вы обрисовали вашу международную стратегию в целом? Какие регионы приоритетны для вас?

– Мы видим потенциал для развития во всех странах мира. Это правда, ведь мы разрабатываем для наших клиентов полный комплекс услуг. Сейчас наш бизнес – это не только кейтеринговые услуги, хотя мы и продолжаем их оказывать. Это широкий набор услуг в сфере, которую можно назвать «качество жизни». Мы работаем и с университетами, и с больницами, чтобы повысить качество повседневной жизни в этих организациях. К примеру, в больницах мы не только организуем питание, но и занимаемся уборкой помещений, включая операционные, ремонтируем здания, транспортируем пациентов, обеспечиваем их прием, налаживаем оборудование, в том числе и такое сложное, как томографы, обеспечиваем инструментами хирургов... Наша цель – улучшить качество ухода в больницах, а кроме того, повысить привлекательность больниц как места работы для врачей, медсестер, нянь и т.д. В этом сейчас и заключается позиционирование Sodexo: мы обеспечиваем качество жизни. А потенциал для нашей работы есть по всему миру, и особенно, конечно же, в развивающихся экономиках. Однако он велик и на зрелых рынках, таких как США или 15 стран Западной Европы, в которых успешно работают 70 наших подразделений.

– В России, как вы наверняка знаете, есть стереотип насчет французского сервиса: хорошо, но дорого. Конечно, цена соответствует качеству, однако это и препятствие для роста вашего бизнеса. Что вы об этом думаете?

– Идея нашего позиционирования в том, что Sodexo – это компания, совершенная во всем. И ее амбиции не только в том, чтобы быть поставщиком уникальных услуг. От создания удобства мы переходим к созданию ценности. И когда мы говорим больницам: «Мы повысим вашу привлекательность и удовлетворенность пациентов», это означает не просто хорошее питание или чистые помещения, это переход на новый уровень ценности их сервиса. То, что за такой сервис приходится платить, – это нормально. Невозможно же утверждать, что качественная услуга не имеет цены (улыбается).

– Мне очень нравится тот факт, что два года назад компания Sodexo подписала контракт на обслуживание больницы скорой медицинской помощи в Набережных Челнах. Каковы ваши дальнейшие планы в этом направлении?

– Да, мы видим большие рыночные возможности в том, что касается обслуживания российских больниц. Начали мы в Татарстане, но надеемся найти такие возможности и в других регионах России. У нас очень сильные позиции по управлению больницами в мире – в США, Великобритании, Франции, Германии, на развивающихся рынках. Надеемся, что на российском рынке медицинского обслуживания дела у нас тоже пойдут хорошо, мы сможем привнести в Россию свою компетентность, а качество сервиса в российских больницах вырастет.

– Может быть, вы собираетесь выходить на рынок Москвы? Самый большой город России, много денег...

– Я не могу быть в курсе всех наших проектов (улыбается). Но мы очень заинтересованы в этом рынке и поддержим российские больницы в их развитии.

– Как бы вы охарактеризовали российский деловой климат в сравнении с другими рынками, где присутствует Sodexo?

– Прежде всего Россия – это очень важный рынок для нас. Здесь так много предприятий, университетов и больниц, с которыми мы можем работать по повышению качества жизни для российских потребителей. Мировая экономика сейчас под давлением кризиса, но российская экономика, возможно, восстановилась первой среди всех. Мы связываем с этим рынком много надежд.

– И каковы ваши прогнозы по поводу кризиса? Когда он закончится?

– (Смеется.) О, если бы я мог это знать! Могу сказать только, что в Европе это надолго, потому что здесь высокий уровень долговой нагрузки. Правда, в последние месяцы появились признаки замедления роста и в развивающихся экономиках. Но, возможно, в этих больших странах – в России, Китае, Индии, Бразилии – темпы роста вернутся на хороший уровень к 2013–2014 гг.

– Как этот кризис повлиял на ваш бизнес?

– Он повлиял сильно, поскольку в Европе занятость и инвестиции сейчас на низком уровне. Но, еще раз, мы продолжаем расти. Потенциал роста Sodexo остается большим, поскольку наши клиенты – корпоративный сектор, университеты, больницы, дома престарелых – заинтересованы в том, чтобы отдавать услуги по обеспечению качества жизни на аутсорсинг.

– И вы не теряли клиентов?

– Нет, клиентов мы не теряли. Конечно, мы потеряли каких-то конечных потребителей, но не клиентов в целом.

– Но ведь корпоративный сектор начал экономить на издержках из-за кризиса.

– Да, это так, однако для крупных компаний выгоднее отдавать на аутсорсинг те услуги, которые оказывает Sodexo. И когда мы подписываем контракт с каким-нибудь университетом, он ведь тоже сейчас вынужден экономить, но при этом заинтересован в наших услугах. Так что мы верим в рост нашего рынка.

– С кем вы конкурируете? Или Sodexo – абсолютный №1, а все остальные где-то далеко?

– Наши конкуренты – это компании по управлению офисной недвижимостью, которые тоже оказывают услуги по организации питания, уборке помещений и техническому обслуживанию зданий. Они, как и мы, пытаются оказывать комплексный набор услуг. Но только у Sodexo есть столь разветвленная сеть по всему миру и всесторонний сервис в сфере качества жизни.

– Какие изменения для вашего бизнеса происходят после возвращения к власти социалистов во Франции?

– Никакая политика не может повлиять на наш рынок, поскольку он, повторюсь, находится на подъеме. Но то, что во Франции к власти в этом году пришли социалисты, означает, что Франция по-прежнему остается страной, где продолжаются инвестиции в предприятия и наем персонала.

– Штаб-квартира Sodexo расположена в парижском районе Исси-ле-Мулино, где немало хороших ресторанчиков. Вы предпочитаете обедать там или в корпоративной столовой?

– Предпочитаю ресторан Sodexo (улыбается). У нас в ресторане хорошее качество, большое разнообразие. И еще важно равенство: от сотрудников мы не отрываемся. Довиль