Ориентиры: Торгуем где строим

Если при жилье сейчас не построить инфраструктуру, то оно продаваться не будет.

Такое признание сделал на недавно прошедшей выставке Exporeal один из московских девелоперов. Поэтому застройщики, особенно те, кто возводит целые микрорайоны, начали один за другим проектировать торговые центры. Как районного масштаба, так и масштабного размера.

«Сити – XXI век» совместно с «Новард эстейт» (дочерней фирмой корпорации «Новард») развивает сейчас концепцию «торгцентров у дома». «Выяснилась, что это незаполненная и очень востребованная ниша», – рассказал Сергей Лядов, пресс-секретарь «Сити – XXI век». Компания уже приступила к строительству первого «Ларца» из семи в строящемся ею мини-полисе «Радужный» (г. Видное). Общая площадь ТЦ «Ларец» составит 6300 кв. м, торговая – 4400 кв. м, якорным арендатором станет продуктовый супермаркет. Еще шесть торгцентров будет возведено в Москве и области и, возможно, в ряде регионов.

ГК «Мортон» начала строительство на Щелковском шоссе многофункционального комплекса в 60000 кв. м с торгцентром на 17000 кв. м. Юлия Королева, заместитель гендиректора «Мортон-инвеста», надеется, что его будут посещать не только жители построенного компанией микрорайона «1 Мая» (6000 квартир), но и проезжающие мимо автомобилисты. «Комплекс расположен рядом с МКАД, подъезды к нему предусматриваются со специально построенной транспортной развязки», – рекламирует новый магазин Королева. По ее словам, он станет первым в линейке проектируемых компанией инфраструктурных (в первую очередь торговых) объектов. До конца года «Мортон» планирует выйти на стройку ТРЦ (17000 кв. м) в микрорайоне «Солнцево-парк» (470000 кв. м жилья) в Новомосковском округе столицы. Затем в планах – строительство ТЦ (10000 кв. м) в микрорайоне Щитниково в подмосковной Балашихе. В перспективе компания намерена оснастить крупными ТРЦ ряд своих проектов на юге Подмосковья.

MR Group строительство МФК «Водный», во второй фазе которого предполагается 160 000 кв. м апартаментов (они, по заверению маркетолога Евгении Старковой, ничем не будут отличаться от обычных московских квартир), начала с возведения торгово-офисного центра. Под магазины в нем отдано 51000 кв. м, под кабинеты – 61600 кв. м.

Наличие современных торговых объектов повышает имидж района для потенциальных покупателей квартир и, соответственно, положительно влияет на спрос, объясняет новую моду девелоперов Полина Жилкина, директор направления стратегического консалтинга CBRE. Если же проекты небольших торговых центров в густонаселенном районе будут сделаны профессионально, то они, не сомневается Жилкина, вызовут большой интерес у сетевых операторов, работающих в среднем и мелком форматах, и станут еще одним источником прибыли для девелопера. По мнению Михаила Свердлова, старшего директора отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield, отдельный торговый центр в строящемся жилом квартале стоит делать только в случае удачного расположения участка, которое позволит пользоваться услугами ТЦ не только жителям соседних домов. Минимально необходимая проходимость для такого ТЦ начинается от 1000 человек в день.