Полицейский плюс казаки-исполнители

Наряды, состоящие из двух казаков и одного полицейского, уже два месяца патрулируют улицы Краснодара, в мэрии и ГУ МВД довольны: вместе они «сила»

Казачьи дружины согласно краевому закону начали работать в муниципалитетах Краснодарского края с сентября. В Краснодаре сформирована дружина численностью 250 казаков, с их помощью было пресечено четыре преступления, задержано шесть человек, находящихся в розыске, и выявлено 1373 административных правонарушения, сообщила вчера пресс-служба мэрии.

«Дружинников отбирали по морально-психологическим, возрастным и физическим характеристикам, возрастной критерий – от 18 до 50 лет. В дружинах есть казаки старше 50 лет, но только с хорошим послужным списком и крепким здоровьем», – рассказал высокопоставленный служащий Екатеринодарского районного казачьего общества (входит в Кубанское казачье войско). Все кандидаты в дружины, продолжает собеседник «Ведомостей», проходили обязательную медицинскую комиссию, нескольким из-за отсутствия справки о здоровье было отказано в приеме, у некоторых «были проблемы с психикой» – таких не брали вообще. «Есть морально-психологические требования: надо зарекомендовать себя добросовестным казаком-исполнителем, быть сдержанным, терпимо относиться к конфликтным ситуациям и не проявлять в них агрессии», – говорит он. Еще одно требование – полное среднее образование.

Мэрия сообщает, что за два месяца казачью дружину покинули только шесть человек. «Один <...> не выполнял должностные требования, еще пятеро ушли по собственному желанию: непросто 12 часов ходить в любую погоду по улицам, кому-то оказалось неинтересно разбираться с не самыми лучшими слоями общества. Большинство кандидатов интересует зарплата дружинника – 25000 руб. в месяц», – рассказывает служащий екатеринодарского общества. Казаков распределили по маршрутам патрулирования полицейских нарядов, есть пешие и автомобильные патрули, продолжает он, с каждым сотрудником ППС патрулируют от 2–4 казаков в зависимости от сложности маршрута. «Сотрудник ППС, обладающий полномочиями, плюс два казака – это сила. От казаков определенно есть помощь», – говорит пресс-секретарь ГУ МВД по Краснодарскому краю Игорь Желябин.

«Казаки вместе с сотрудниками полиции составляют административные протоколы, выявляют правонарушения на улицах. Они хорошо дополняют полицию, даже визуальное восприятие действует на нарушителей, в том числе в сельской местности: одно дело – когда участковый один разгоняет притон алкоголиков, совсем другое – когда с ним казаки», – рассказывает Желябин.

В августе губернатор Александр Ткачев заявлял на коллегии ГУ МВД Краснодарского края, что казачью дружину создадут для сохранения «национального баланса», который может быть нарушен из-за массового переселения представителей северокавказских республик, чтобы не получилось, как на Ставрополье, где «уже русская часть населения чувствует себя некомфортно». «Мы рады гостям, которые соблюдают законы. Среди общего числа нарушителей были и приезжие, но им было донесено в вежливой форме о правилах поведения. Это единичные случаи, и они разрешались в рамках профилактической беседы», – уверяет служащий екатеринодарского общества.

«Полицейская форма уже сама по себе должна оказывать психологический эффект на правонарушителя, поэтому аргумент о визуальном восприятии надуманный. Одной из заявленных целей создания казачьей общины была борьба с приезжими нарушителями. Проблема такая действительно существует, в крае растет количество преступлений, совершенных мигрантами – гражданами России, часто преступления совершаются молодыми людьми из республик Северного Кавказа. Но казачье патрулирование никак не может решить эту проблему – тут должны справляться сами [полицейские]. А казаков можно включить в профилактическую работу с людьми, которые ведут антисоциальный образ жизни», – говорит политолог Михаил Савва.