Вольфганг Нойман: Интервью - Вольфганг Нойман, президент Rezidor Hotel Group

Что даст Rezidor Hotel Group объединение с Carlson, почему компания верит в Россию и какие ожидания связывает с Олимпийскими играми в Сочи и чемпионатом мира по футболу – 2018, рассказывает Вольфганг Нойман
Вольфганг Нойман/ С. Портер/ Ведомости

1996

назначен генеральным менеджером гостиницы Hilton, Париж

2003

президент Hilton по Великобритании и Ирландии

2005

президент компании Hilton в Европе

2009

переходит на работу в Arabella Hospitality Group

2011

назначен главным управляющим директором Rezidor Hotel Group

2012

назначен президентом и гендиректором Rezidor Hotel Group с 1.01.2013

Rezidor Hotel Group

Компания, управляющая гостиницами. Более 430 отелей (94000 номеров) в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Показатели за январь – сентябрь 2012 г.: Выручка – 683,1 млн евро, убыток – 3,5 млн евро. Основной акционер – Carlson (50,3%). Капитализация – $526,3 млн

Глобальная программа

После объединения Rezidor и Carlson клиенты первой получили возможность участвовать в программе лояльности Club Carlson. По словам Ноймана, «это один из главных драйверов нашего сотрудничества: на сегодня в Club Carlson примерно 8,9 млн членов, из них около 1,9 млн – в регионе EMEA». Ведомости

Один из крупнейших гостиничных операторов Старого Света – Rezidor Hotel Group выходит на глобальный уровень. В этом году 50,3% акций Rezidor купила американская семейная компания Carlson (среди ее брендов – Country Inns & Suites By Carlson, T.G.I. Friday's и Carlson Wagonlit Travel), в результате чего на свет появился стратегический альянс – Carlson Rezidor Hotel Group с 1300 отелей в 80 странах. Члены альянса сохранят свою географическую специализацию – Carlson продолжит управлять отелями в Америке, Rezidor – в регионе EMEA (Европа, Африка и Ближний Восток), но будут совместно развивать коммерцию: продажи, маркетинг, создание интернет-платформ...

Новой компании понадобился новый руководитель, и в сентябре 2012 г. было объявлено о том, что президент и гендиректор Rezidor Курт Риттер, который провел во главе компании 23 года, уходит на пенсию, а эти должности с 1 января 2013 г. получит его заместитель Вольфганг Нойман (с нового года он также станет сопрезидентом Carlson Rezidor Hotel Group – совместно с президентом Carlson Труди Раутио).

Rezidor под руководством Риттера стала пионером среди западных гостиничных сетей в России – гостиница «Рэдиссон Славянская» появилась в Москве в 1991 г. Сегодня компания является лидером гостиничного рынка в России и СНГ: по данным Rezidor на август 2012 г., у нее было в регионе более 10 000 гостиничных номеров, у ближайших конкурентов – International Hotel Group и Marriott – приблизительно по 5000. И свои позиции Rezidor сдавать не намерена: инвесторы в России и СНГ возводят около 30 новых отелей, управлять которыми будет Rezidor. Развивающиеся рынки, в том числе и Россия (а для гостиничного рынка Россия, безусловно, развивающийся рынок – даже в некоторых городах-миллионниках до сих пор нет отелей международных сетей), остаются основным драйвером роста и прибыли для Rezidor Hotel Group, отмечается в отчете компании за III квартал 2012 г.

Интервью с Нойманом состоялось приблизительно за неделю до объявления этих квартальных результатов. Бизнес в гостиничной индустрии сезонный, второе полугодие традиционно прибыльнее первого, и в III квартале Rezidor сумела частично отыграть потери первых шести месяцев: оборот за три квартала вырос на 7,0% до 683,1 млн евро, потери после уплаты налогов сократились до 3,5 млн евро (в первом полугодии они составляли 7,9 млн евро). Дальнейшие усилия Rezidor будут направлены в первую очередь на повышение прибыльности бизнеса, для чего был разработан план Route 2015 (аналогичный план существует и у компании Carlson). О том, как он будет реализован, как будет развиваться компания в мире и в России, Нойман рассказывает «Ведомостям».

– Каковы главные цели плана Route 2015, который ваша компания обнародовала в этом году?

– Весь план направлен на повышение доходности. В последние 10–15 лет мы росли очень быстро – быстрее рынка. Теперь мы хотим сконцентрироваться на увеличении доходности бизнеса: мы планируем повысить EBITDA на 6–8% к 2015 г. Добиться этого мы хотим в первую очередь за счет стратегического партнерства с Carlson. Рост сети также должен продолжаться, поскольку это генерирует рост доходов. Кроме того, мы запускаем программы по сокращению расходов – это касается энергосбережения, более эффективных закупок...

– В каких областях будет организовано сотрудничество между Carlson и Rezidor?

– В первую очередь в коммерции. Это стратегический альянс, совместно у нас 1300 отелей в 80 странах. Это значит, что мы думаем и действуем глобально.

– Rezidor будет открывать отели Country Inns & Suites в EMEA?

– Нет, в нашем портфолио бренды Park Inn by Radisson, Radisson Blu, Regent и Missoni.

– У Rezidor немного брендов по сравнению с другими гостиничными сетями, например Accor или Starwood. Каковы плюсы и минусы вашей брендинговой стратегии?

– Для меня в ней только плюсы, поскольку небольшой портфолио брендов позволяет нам оставаться более сфокусированными. У нас есть четкое предложение в сегменте мидмаркет – Park Inn by Radisson, наш главный бренд – Radisson Blu позиционируется в более высоком сегменте рынка, upper upscale (немногие знают, что Radisson Blu – крупнейшая сеть в этом сегменте рынка в Европе, она больше, чем Hilton), и, наконец, у нас есть два люксовых бренда – Regent и Missoni. Сейчас наша стратегия заключается в развитии этих четырех брендов, хотя, конечно, в будущем ничего нельзя исключать.

Российским отелям – российские сотрудники

– В соответствии с планом Route 2015 вы собираетесь увеличить число отелей под управлением на 50%, т. е. как минимум до 1300 к 2015 г. Очень амбициозный план. Как вы собираетесь его реализовать?

– Цифры, которые вы сейчас назвали, относятся к развитию группы Carlson Rezidor. У Rezidor сейчас в управлении около 70 000 номеров, к 2015 г. мы хотим увеличить это количество еще примерно на 20 000 номеров. У нас четко расписанные планы по открытию новых отелей: большинство из них уже возводится, и потому мы не просто надеемся, что сможем достичь этой цели, – процесс уже идет, и у нас есть уверенность, что мы сделаем это.

– Для новых отелей вам понадобятся тысячи новых сотрудников. Большая часть из этих отелей откроется в развивающихся странах, где гостиничная индустрия еще только создается. Только в России к 2015 г. должно появиться около 150 новых отелей глобальных сетей. Вы уверены, что сможете найти и подготовить необходимое количество профессионалов нужной вам квалификации?

– Это один из самых сложных вызовов, который стоит не только перед нами, но перед всей гостиничной индустрией вообще. И это проблема не только России и СНГ – в Африке то же самое. (Африканский континент для нас тоже один из важнейших развивающихся рынков.)

В нашей компании исторически очень серьезное внимание уделяется развитию сотрудников, у нас есть бизнес-школа компании Rezidor – один из ведущих в отрасли институтов по обучению работников внутри компании, который недавно отпраздновал свое 15-летие. Программы, разрабатываемые бизнес-школой Rezidor, предназначены для менеджеров среднего и высшего звена и преследуют целью как личностное развитие сотрудников, так и решение бизнес-задач в конкретных регионах. С другой стороны, образовательный процесс должен строиться совместными усилиями частных компаний – таких, как Rezidor, – и государственных институций. Необходима помощь правительств и муниципалитетов в создании и модернизации в целом образовательной инфраструктуры в туристическом сегменте. Особенно в такой стране, как Россия. Вы упомянули про 150 отелей, которые должны появиться в России. Ключевой вызов в том, что работать в этих отелях должны жители вашей страны! При таком масштабе бизнеса нужны не только зарубежные эксперты, которые рассказывают местным специалистам, что и как им делать. Необходимо создавать знания, компетенции и опыт у российских сотрудников, воспитывать в них лояльность компании и приглашать с собой в это путешествие, каким является гостиничный бизнес. Мы, как компания, на этом очень сфокусированы.

Философия Rezidor выражена тремя словами: Yes I Can! (Да, я могу!) Она подразумевает, что мы готовы помочь каждому новому члену нашей команды: мы проводим тренинги, обучаем, делимся своими знаниями. И уровень сотрудника здесь не важен – от официанта и инженера до генерального менеджера. Несмотря на то что Yes I Can! – глобальная философия, она относится к каждому сотруднику, поскольку каждый может сказать себе: «Да, я могу, я готов развиваться дальше!» А компания предоставляет ему платформу и возможности для дальнейшего развития.

– А какова текучесть кадров в отелях Rezidor?

– Эта цифра будет радикально отличаться от страны к стране, от региона к региону. Как раз сегодня утром мы говорили об этом с [первым вице-президентом Rezidor по развитию бизнеса] Арилдом Ховландом: что делать, когда вы открываете новый отель в новом регионе, учите людей, а затем открывает свой отель ваш конкурент и сманивает этих людей? Для сотрудников необходимо создавать предложение, которое не будет ограничиваться только зарплатой, но даст возможности их дальнейшего развития и роста. В России у нас есть масса примеров, когда сотрудники, которые начинали работать, например, в Park Inn by Radisson в Екатеринбурге, имели возможность перейти в другой отель и переехать в Москву, Петербург, Сочи и т. д. И с открытием новых отелей такие возможности все больше расширяются. Также текучка сильно разнится в зависимости от квалификации персонала. Естественно, она высока среди базового персонала, но по мере подъема по карьерной лестнице стабильность персонала и его лояльность растет.

– Почему гостиничные компании, и Rezidor в том числе, настолько оптимистичны в отношении России?

– Очень просто: потому что рост – здесь. И при всей критике, что мы слышим в отношении России и того, что в ней развивается неправильно, есть очень много вещей, которые здесь развиваются правильно. Это страна, которая экономически растет очень быстро, где население более 140 млн человек, а значит, и внутренний туризм в России имеет серьезный потенциал. И мы верим, что с нашим портфолио мы сможем добиться успеха здесь, а наши планы по открытию новых отелей в России и СНГ (порядка 30 строящихся гостиниц) имеют под собой серьезную основу.

Ожидания и реальность

– В Сочи в 2014 г. пройдут Олимпийские игры, четыре года спустя Россия будет принимать чемпионат мира по футболу. Rezidor открывает отели в городах, где будут проходить соревнования. Какие у вас бизнес-ожидания в связи с этими спортивными событиями?

– Перед большими событиями всегда есть большие ожидания, но вопрос, что сделает страна-хозяйка и ее города, чтобы эти ожидания оправдать. По поводу Сочи мы видим определенного рода потенциал: в Сочи развивается достаточно диверсифицированная инфраструктура – есть и горнолыжный кластер, и прибрежный кластер, плюс город сам по себе интересен как место для проведения различных мероприятий. И надо учитывать, что это известный курорт еще с советских времен. Так что, если городские власти сделают свою работу хорошо, у Сочи есть все шансы. И потому в наших планах сейчас шесть проектов в Сочи.

– В каких российских городах из числа тех, что будут принимать матчи ЧМ-2018, у Rezidor пока нет отелей и собираетесь ли вы их там открывать?

– Мы готовы рассматривать новые проекты в Ростове-на-Дону, а также в Самаре. Саранск – это город-сюрприз. Возможно, что с развитием инфраструктуры и экономического потенциала он нас тоже заинтересует.

– Для России, безусловно, интересен опыт Польши и Украины, где в этом году прошел чемпионат Европы по футболу. Как сработали ваши отели в этих странах?

– Польские отели сработали отлично. У нас есть отели в Варшаве и Гданьске, по итогам 2012 г. их выручка на номер (RevPAR) вырастет примерно на 25%. При этом власти отлично выбрали время для проведения чемпионата, развели бизнес и спорт, когда спортивный сезон плавно перетек в бизнес-сезон. На Украине несколько иные результаты: перед чемпионатом и после было проседание, и это уравновесило доходность. Надо также учитывать, что на Украине постоянно открываются новые отели, что, безусловно, отражается на доходности.

– В Сочи у вас уже построены «Park Inn Роза Хутор» и «Radisson Роза Хутор». Вы там уже были?

– Пока нет, но обязательно туда приеду. Арилд зовет меня туда каждую неделю (смеется).

– У Rezidor в Восточной Европе и СНГ 37 отелей под управлением и шесть – открытых по франшизе. Вы будете увеличивать число франчайзинговых отелей в России?

– Франчайзинговые отели составляют примерно 20% от нашего совокупного портфолио. Для нас это не основной бизнес – мы все-таки управляющая компания. А в франчайзинге очень важно иметь правильного партнера и подходящую среду на локальном рынке.

– Год назад ваша компания обсуждала возможность развития Radisson Royal как премиального суббренда Rezidor. Как я понимаю, после подписания соглашения с Regent Hotels & Resorts о том, что вы будете управлять отелями Regent в регионе EMEA, этот вопрос снят с повестки дня?

– Действительно, год назад такие обсуждения были, но на текущий момент они прекратились. Сейчас у нас два премиальных бренда – Regent и Missoni.

– И когда же наконец может открыться отель Missoni в Петербурге? Разговоры об этом идут уже несколько лет.

– Для отелей уровня Regent и Missoni самое главное – это местоположение. А хороших мест в центре Москвы и Петербурга остается все меньше и меньше. Мы по-прежнему ведем переговоры с девелоперами по поводу Missoni. В России и СНГ мы видим потенциал для Missoni и Regent у трех городов: Москвы, Петербурга и Киева.

Тренды старые и новые

– Каковы последние тренды в гостиничном бизнесе?

– Давайте сначала поговорим о базовых вещах. А базой в гостиничной индустрии является удовлетворение гостей и соответствие их ожиданиям от бренда. Если вы останавливаетесь в Park Inn by Radisson и получаете тот уровень сервиса, на который рассчитывали, вы сюда вернетесь. То же самое, например, и с Radisson Royal – у вас тоже будут определенные ожидания, только более высокие, чем от Park Inn. Это не новый тренд – это старый тренд, о котором, к сожалению, часто забывают, увлекаясь разговорами о новых платформах, интернете и прочем (это, безусловно, тоже важно, но о базовых вещах надо помнить всегда). А какие же современные тренды? E-commerce – бесспорно. Индивидуализация – важный тренд, набирающий силу. Мы на него реагируем, переосмысляя наш бренд Park Inn by Radisson и ориентируя его на более молодое поколение. Думаю, что гостям отелей хочется ощущать персональное внимание к себе – и в этом большой вызов для крупных гостиничных сетей.

– Клиенты отелей, которыми управляет Rezidor, получили возможность участвовать в программе лояльности Club Carlson. Что дают такие программы гостиничной сети?

– Главное – установить отношения с покупателем, сделать его лояльным. Это достигается двумя путями. Во-первых, это впечатление о гостинице, которое остается после посещения отеля: если гость счастлив и доволен, он вернется. Во-вторых, благодаря программе лояльности мы можем общаться с нашими гостями персонально: «Спасибо, что выбирали нас раньше, сейчас у нас есть для вас новые предложения...». Таким образом, мы стараемся, чтобы гости чаще резервировали номера напрямую у нас, а не только обращались к сайтам бронирования или туристическим агентствам.

– Другой глобальный тренд – гастрономические рестораны, которые знаменитые шеф-повара открывают в люксовых отелях. Даже в России есть пара примеров этого: Ален Дюкасс открыл свой ресторан в W Hotel в Петербурге, Пьер Ганьер – в Lotte Hotel в Москве. Отели Rezidor в этом пока не очень активны. Почему?

– Как вы сами заметили, это тренд для люксовых отелей. В Sheraton или Radisson Blu такие рестораны открывать смысла нет. Но, безусловно, food & beverage – важная часть отельного бизнеса, и сотрудничество со звездными шефами способствует развитию этого бизнеса.

– Еще один тренд – резиденции при отелях. Вы видите потенциал у резиденций в России?

– Наличие резиденций зависит от девелоперской концепции отеля. В отеле, помимо резиденций, могут также быть офисные площади и торговые – это способ повысить ценность объекта для девелопера. Для бренда Regent резиденции – это актуально. В Европе у нас есть несколько резиденций, которыми мы управляем, но для нас это не основной бизнес.

Призы для экономных

– В первом полугодии 2012 г. RevPAR в отелях Rezidor выросла на 5,7%, оборот увеличился на 6,3% до 445,8 млн евро. Вы довольны такими результатами?

– Да, мы довольны этими результатами – особенно учитывая ту хрупкую макроэкономическую ситуацию, в которой эти результаты были достигнуты. В III квартале у нас будет небольшое замедление, но рост продолжается. Мы присутствуем в 70 странах – в 65 отели уже работают, в пяти новых странах наши отели скоро откроются, и, естественно, результаты различаются от страны к стране. Бизнес в Восточной Европе растет быстрее, чем в основных для нас странах Европы: в Южной Европе – спад, в Западной и Северной – небольшой рост. К счастью, мы не очень сильно представлены в Италии, Испании и Португалии.

– Но Rezidor Hotel Group продолжает терять деньги в 2012 г. Почему?

– У нас было очень хорошее первое полугодие, но в гостиничной индустрии традиционно первое полугодие слабее второго – это очень цикличный бизнес. Когда экономика замедляется, прибыльность бизнеса страдает. Но мы принимаем разнообразные меры, чтобы увеличить нашу маржу.

– Например, объявили о программе по экономии энергии – Think Planet, которая предполагает, что потребление энергии во всех отелях Rezidor к 2016 г. должно сократиться на 25%. За счет чего?

– Программа Think Planet была запущена девять месяцев назад. Вы, должно быть, знаете, что мы с севера Европы – наша компания родилась 50 лет назад в Копенгагене. Так что ответственное мышление и соответствующее отношение к природным ресурсам – в нашей ДНК. Запуская эту программу, мы хотели продемонстрировать нашу социальную ответственность, которая к тому же будет иметь для нас финансовый эффект. Поэтому мы поставили задачу снижать энергопотребление в наших отелях на 5% в год – так как мы видим, что цены на энергоносители растут, и в то же время мы как компания хотим внести свой вклад в снижение выбросов CO2. Как этого добиться? Понятно, что рассылать указания по этому поводу из Брюсселя или из Москвы для 35 000 наших сотрудников бессмысленно. Надо сделать так, чтобы они сами прониклись этой идеей – например, выключать свет в этой переговорной комнате, если она пустует, – и мотивировать их. Естественно, что помимо этого мы осуществляем и серьезные инвестиции в энергосберегающие технологии в наших отелях.

– Вы уже подсчитали, о каких суммах идет речь?

– Сумма очень разнится от отеля к отелю. Но могу привести российский пример – отель «Park Inn by Radisson Прибалтийская» в Петербурге (1200 номеров), инвестируя в замену обычных лампочек на светодиодные, планирует ежегодно экономить до 2,8 млн руб. – конечно, при сохранении существующих цен на электроэнергию. При этом после дополнительной модернизации планируется, что каждый год отель будет экономить дополнительные 1,5–2 млн руб. Для гостиницы это вполне существенно.

– Вы упомянули мотивацию. Какие призы будут полагаться победителям этого соревнования?

– Мы проводим своеобразное соревнование внутри компании – в отеле сотруднику, который покажет наилучшие показатели по экономии энергии [за год], полагаются призы: в зависимости от страны – велосипеды или iPad (например, в той же «Park Inn by Radisson Прибалтийская» приз – велосипед). Подчеркиваю, что победителем сможет стать любой член команды.

Операция «Преемник»

– Вы покинули пост гендиректора Arabella Hospitality Group в 2010 г., после того как эта семейная компания расторгла долгосрочный управленческий контракт со Starwood. Почему вы решили уйти?

– Потому что компания полностью поменяла свою стратегию: управление отелями Arabella Hospitality Group было отдано менеджменту Starwood, и собственная управленческая команда группе стала не нужна. Я был очень разочарован.

– Вы начали работать в Rezidor в 2011 г., а год спустя Rezidor объявила, что с 1 января 2013 г. вы станете президентом и гендиректором компании. Значит ли это, что Rezidor нанимала вас как будущего президента и гендиректора?

– Нет. Но на переговорах мы обсуждали это как возможную опцию в будущем. И я нахожу замечательным и очень благотворным для компании то, как Курт Риттер и совет директоров Rezidor запланировали и провели операцию по поиску преемника и передаче полномочий новому руководителю компании. Я в компании уже 18 месяцев и принимал непосредственное участие в разработке плана Route 2015. Понятно, что любой гендиректор ответствен за стратегию своей компании, но у меня была возможность работать над этим планом обстоятельно.

– И что вы скажете теперь, где гендиректору лучше работать – в семейной компании или в публичной?

– (Смеется.) Публичная компания имеет преимущество в виде более простого доступа к финансированию. В этом смысле быть гендиректором публичной компании лучше. Но в частной компании вести бизнес проще и быстрее, потому что отсутствуют ограничения, которые накладывает фондовый рынок. Так что свои преимущества есть и там и там.