Убыток от лицензии

Официальное объявление сроков и условий создания второго цифрового мультиплекса телеканалов заставило медиахолдинг СТС пересмотреть стоимость нематериальных активов и списать $82,5 млн
М. Стулов/ Ведомости

CTCMedia отчиталась, что понесла в III квартале бумажный убыток в $38,5 млн – против прибыли в $16,4 млн год назад. Медиахолдинг, который ежеквартально платит акционерам около $20 млн дивидендов, списал нематериальные активы на $82,5 млн – в такую сумму CTC оценила обесценивание лицензий на аналоговое вещание в связи с переходом российских каналов на цифру в 2014–2017 гг.

Решение об амортизации стоимости аналоговых лицензий, сказал гендиректор CTC Борис Подольский, – следствие объявления условий конкурса на вхождение во второй цифровой мультиплекс и определения времени отключения аналогового вещания.

Первый мультиплекс («Первый канал», «Россия-1», «Россия-2», «Россия-24», «Культура», НТВ, «Пятый канал» и «Карусель») запущен в прошлом году за счет бюджета. Благодаря переходу на цифру зрители даже в отдаленных регионах могут принимать бесплатно не три-четыре федеральных канала, как сейчас, а десятки.

В середине октября Роскомнадзор объявил условия подачи заявок телеканалов на второй федеральный мультимплекс. 14 декабря будет выбрано 10 каналов, которые смогут перейти на вещание в цифре, рассказывал руководитель Роскомнадзора Александр Жаров. Для участия в конкурсе у канала должна быть универсальная лицензия на вещание, он должен быть доступен не менее чем в пяти регионах России, а отечественный контент должен занимать не менее 55% его эфира. Победители конкурса должны будут выплатить 36,1 млн руб. в бюджет, а также заключить контракт на 10 лет с оператором мультиплекса – компанией РТРС. Каждому каналу участие во втором мультиплексе обойдется в $30 млн ежегодно. Жаров ожидал, что участвовать в конкурсе будут 19 каналов.

CTCMedia решила, что в конкурсе примут участие все три канала медиахолдинга – СТС, «Домашний» и «Перец», сказал вчера Подольский: «В долгосрочной и среднесрочной перспективе это оправданная модель бизнеса, несмотря на внушительную плату». Сейчас компания тратит на вещание около $25 млн в год, продолжает Подольский, если три канала войдут в мультиплекс, расходы на услуги оператора будут расти поэтапно, по мере перехода с аналогового вещания на цифру. Если один или более каналов не войдут в мультиплекс, они продолжат вещание в кабеле, заверил Подольский.

Топ-менеджеры каналов жаловались «Ведомостям», что участвовать в конкурсе придется, несмотря на неоправданно высокую плату. «Через несколько лет после полного запуска мультиплекса чиновники вообще обещают отключить аналоговое вещание», – объяснил гендиректор одного из крупных каналов. В федеральной целевой программе перевода телевещания на цифру говорится, что к 2015 г. 95% территории России должно быть охвачено цифровым телевещанием и практически у всех зрителей должны быть цифровые приемники. После этого аналоговое вещание отключат.

«Снижение прогнозов денежных потоков, ожидаемых от аналоговых вещательных лицензий, в связи с пересмотром сроков их использования с неограниченных до находящихся в диапазоне 2014–2017 гг. привело к расходам по обесценению нематериальных активов», – отчиталась вчера СТС.

Для рынка и остальных телеканалов убыток CTCMedia в III квартале не показателен. Компания провела формальное списание бумажного убытка, что в большей степени связано с особенностями международной отчетности, заверила аналитик «Сбербанк CIB» Анна Лепетухина. По бухгалтерским требованиям группе было необходимо произвести это списание из-за перехода на цифру, добавил аналитик «Открытия» Александр Венгранович.

Операционные результаты холдинга в июле – сентябре Лепетухина считает успешными: рублевая выручка СТС выросла на 12%, российские рекламные доходы – на 11% до 4,9 млрд руб. Медиакомпания сумела снова обогнать рекламный рынок по темпам роста доходов, а во II квартале выручка холдинга выросла примерно на 1,6%, втрое медленнее, чем рынок в целом, заключает Лепетухина.