Юрий Новожилов: Интервью - Юрий Новожилов, исполнительный директор НПФ «Благосостояние»

Если сейчас с шахтером что-то случается в шахте, то его пенсионные накопления достаются жене и детям, а после реформы, которую предлагает правительство, им уже не достанется ничего
Юрий Новожилов, исполнительный директор НПФ «Благосостояние»/ С.Портер/ Ведомости

1999

начальник фондового отдела Санкт-Петербургской валютной биржи

2003

начальник казначейства ЗАО «Илим палп»

2004

первый замначальника департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД»

2009

президент ОАО «Транскредитбанк»

2012

исполнительный директор НПФ «Благосостояние»

Чем пенсии лучше кредитов

«Многие корпоративные клиенты сейчас сравнивают банкиров с барменами, которые сидят у крана с пивом и решают, кому и сколько разлить и сколько при этом пены себе оставить. Я очень рад, что культура работы с клиентами в Транскредитбанке была правильной и мне было не стыдно за нашу работу. В ближайшее время я в банковский бизнес не собираюсь. Некоторые мне говорят: «Что такое пенсионный фонд? Вот банк с активами 500 млрд руб. – другое дело». На самом деле через три года «Благосостояние» будет сопоставимо с банками из топ-20, т.е. с активами в 400–500 млрд руб., а через 10 лет – вдвое больше. НПФ должны стать крупнейшими портфельными инвесторами внутри России».

«Благосостояние»

Негосударственный пенсионный фонд. Учредители: РЖД, Транскредитбанк, Торговый дом РЖД, Российский профсоюз железнодорожников. Финансовые показатели (1 июля 2012 г.): собственные средства (ИОУД) – 7,4 млрд руб., пенсионные накопления – 71,1 млрд руб. (2-е место), пенсионные резервы – 164,8 млрд руб. (2-е место). Количество застрахованных – 1,7 млн человек.

Пенсии для железнодорожников

«Корпоративные пенсии становятся частью социального пакета работника наравне с полисом ДМС. Это инструмент привлечения и удержания сотрудников. Например, средняя зарплата в группе РЖД – около 30000 руб., а средний размер корпоративной пенсии – 5100 руб. Плюс государственная пенсия – 9800 руб. Итого получается половина зарплаты! За такой системой будущее. Но РЖД потребовалось семь лет, для того чтобы две трети сотрудников группы включились в эту систему».

На этой неделе Госдума будет рассматривать закон о трехкратном сокращении накопительной части пенсии. Документ касается будущих пенсий 50 млн россиян, но принимается за две недели, без общественных обсуждений, без расчетов, без согласования с заинтересованными ведомствами. О том, чем опасна такая спешка, как сокращение накопительной части пенсии повлияет на доходы граждан и развитие экономики, «Ведомостям» рассказывает исполнительный директор негосударственного пенсионнного фонда «Благосостояние» Юрий Новожилов.

– Почему социальный блок правительства, возглавляемый вице-премьером Ольгой Голодец, настроен отменить накопительную часть, несмотря на отрицательную реакцию Минфина, Минэкономразвития, ВЭБа?

– Перед социальным блоком стоит задача закрыть дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР). А ВЭБ и частные пенсионные фонды за 10 лет существования накопительной системы аккумулировали 2 трлн руб. пенсионных накоплений. Но за это время и особенно в кризис стало очевидно, что законодательством не урегулировано много вопросов, связанных с накоплениями. Самый явный пример – за 10 лет законодатели так и не успели принять закон о выплатах накопительной пенсии. Закон принимали в авральном порядке, когда уже тысячи людей, выйдя на пенсию, оказались под угрозой неполучения своих накоплений. А таких пробелов в регулировании много. И, видимо, вместо того чтобы устранять их, у некоторых представителей социального блока в правительстве возник соблазн выбрать лобовой вариант и просто систему отменить или свести размер отчислений до уровня профанации, а сокращаемые взносы на накопительную часть направить на покрытие дефицита ПФР.

– В конце октября депутаты «Единой России» внесли в Госдуму законопроект, предполагающий сокращение взноса на накопительную часть пенсии с 6 до 2% уже с 2013 г. Вы знаете, почему такая спешка?

– Чуть больше недели назад на совещании руководства «Единой России» у [первого вице-спикера Госдумы Олега] Морозова, где был и [председатель думского комитета по труду и социальной политике Андрей] Исаев, а также представители социального блока правительства, все только и спрашивали: а куда мы так спешим? Почему нельзя по-человечески, хотя бы из минимального уважения к своим гражданам и профессиональному сообществу, в течение года провести обсуждение, имея подтвержденные расчеты и согласованные всеми причастными цифры, и принять взвешенное решение. Никто не может ответить и даже не собирается отвечать. Мы пытаемся донести до законодателей, что отмена накопительной части – это большая ошибка. Даже если такое решение будет принято, его надо продумать, просчитать последствия для пенсионной системы и для доходов будущих поколений пенсионеров, надо объяснить людям, почему мы все переиграли.

– Есть расчеты, как сокращается дефицит ПФР при снижении ставки на накопительную часть с 6 до 2%?

– Есть расчеты экспертов АНХ. Они показывают, что за счет столь значимого сокращения накопительного компонента дефицит ПФР закрывается на три года. Причина дефицита глубже – ухудшение демографической ситуации. В России в ближайшее десятилетие на пенсию выходят многочисленные поколения, при этом работающих граждан становится меньше и их взносов не хватит на выплату пенсий пенсионерам. Демография будет ухудшаться и дальше, и распределительная система не сможет обеспечить приемлемый уровень доходов растущего числа пенсионеров. Именно поэтому и предполагалось, что поколения, рожденные после 1967 г., смогут обеспечить себе доходы в старости за счет собственных пенсионных накоплений, которые будут инвестироваться в развитие и модернизацию страны. Именно пенсионные накопления параллельно с бюджетным финансированием должны дать долгосрочные финансовые ресурсы нашей экономике, что в итоге должно привести к росту ВВП, доходов населения и налоговых поступлений, которые смогут быть источником покрытия дефицита ПФР. А сейчас мы хотим лишить страну этой возможности, а людей – дополнительных доходов на пенсии.

– Проблема в том, что люди не знают, чего они могут лишиться. Те, кто пытается побыстрее протащить этот закон, не опасаются, что население возмутится, как это было, например, при монетизации льгот.

– Сейчас 16 млн человек перевели свои накопления в частные фонды и управляющие компании – эти люди точно знают о своих пенсионных правах и о том, сколько денег у них на накопительном счете. Остальные около 35 млн человек молчунов, возможно, плохо информированы, но это не повод лишать их законных прав. Мне, например, было довольно странно слышать выступления [председателя Федерации независимых профсоюзов Михаила] Шмакова о необходимости полной отмены накопительной части. Уверен, что такого уровня руководители прекрасно знают, что накопления – вещь наследуемая! И если, например, с шахтером что-то случится в шахте, то пенсионные накопления достанутся его жене и детям. А сейчас его и этого пытаются лишить, не разъясняя ему, что в случае перевода накопительной части в солидарную его жене и детям ничего не достанется.

– Но нынешним пенсионерам тоже надо из чего-то финансировать пенсии.

– Можно жить и при дефиците ПФР, а не решать проблему второпях, в угоду текущей ситуации. Если финансовый и социальный блоки правительства вышли бы из клинча, то за год можно было, сплотив усилия экспертов, просчитав все варианты, подготовить качественную стратегию новой пенсионной реформы. При взвешенном подходе можно найти понимание в обществе по вопросам и поэтапного повышения пенсионного возраста, и постепенного замещения обязательного страхования добровольными пенсионными накоплениями. И люди поймут нас.

Других денег нет

– Пенсионные накопления пока так и не начали работать как полноценный инвестиционный ресурс.

– Сейчас у пенсионных фондов около 500 млрд руб. накоплений, у ВЭБа – 1,5 трлн, большая часть которых направлена на финансирование госдолга. Если накопительная часть останется в нынешнем виде, то к 2020 г. объем накоплений в системе должен увеличиться до 10 трлн. Половина из них, наверное, так и останется в ВЭБе, но половина перейдет в НПФ. Предполагалось, что на финансирование реальной экономики, за вычетом финансирования госдолга, будет направлено и ВЭБом, и НПФ до 6 трлн руб. Это должно стимулировать приток на наш фондовый рынок как минимум такого же объема иностранных инвестиций, потому что зарубежным инвесторам важно, чтобы были и внутренние долгосрочные инвесторы, и ликвидность. Если система пенсионных накоплений будет свернута или существенно уменьшена, то государству придется взять на себя роль такого инвестора и партнера для иностранных инвестиций. Не уверен, что это вдохновит остальных инвесторов.

– Навскидку я могу назвать только один масштабный «народный» проект, который финансируется за счет пенсионных накоплений. Это вэбовская программа доступной ипотеки на 150 млрд руб.

– Согласен. Но это очень маленькие цифры в масштабах страны. Ипотечные бумаги должны быть приоритетом инвестиций для пенсионных накоплений. НПФ готовы вкладываться в реальный сектор, в компании, создающие добавленную стоимость. У «Деловой России» было замечательное предложение – создать специальный фонд для нынешних пенсионеров, в который направлялась бы часть доходов от приватизации. Например, происходит приватизация «Алросы» – пенсионные фонды выкупают акции, допустим, на 50 млрд руб. Из них 25 млрд правительство целевым образом направляет в этот специальный фонд. В результате молодые граждане страны – будущие пенсионеры получают перспективный актив, а уже вышедшие на пенсию или выходящие в ближайшее время – источник для выплаты пенсий. Это элегантное рыночное решение, при котором молодые поколения финансируют дефицит выплат для нынешних пенсионеров. Это не просто лобовое решение – взять и отменить накопительный компонент.

– Какова была реакция властей на это предложение?

– После кризиса 2008 г. и падения [рынка] в 2011 г. акций побаиваются. Нам дали понять, что акции – это ненадежно, а такого рода предложения слишком смелые.

Если не хотите акций, говорим мы, то НПФ готовы предоставлять долговое финансирование по инфраструктурным проектам. Только дайте их! Разговоры о таких бумагах идут уже более трех лет. И наконец во исполнение поручения [первого-вице премьера Игоря] Шувалова были подготовлены критерии об отнесении облигаций к инфраструктурным. И получается, что, с одной стороны, мы стоим на пороге открывающихся огромных возможностей ВЭБа и НПФ по финансированию долгосрочных проектов по развитию инфраструктуры, а с другой – сами обрезаем эти возможности, устраняя по факту пенсионные накопления как источник ресурсов.

– Принципиально против возможности вкладывать пенсионные деньги в строительство нет возражений?

– У чиновников возникал вопрос: а какая будет доходность таких проектов? Мы говорим: «Если проект хороший, то на 20-летнем горизонте доходность будет 8–10% годовых». – «Почему так мало?» Мы объясняем: «Потому что трасса Петербург – Москва не может принести больше 8–10% годовых, а если вы хотите, чтобы это было 20%, значит, люди будут ездить [по этой трассе] втридорога». Мы объясняем, что инвестиции в инфраструктуру несут другую выгоду: когда ты строишь дорогу, вокруг нее автоматически появляются бензоколонки, частные отели, магазины – это новые рабочие места, новые налоги в бюджет, это повышение уровня жизни населения.

Бояться инвестировать пенсионные деньги в реальный сектор недальновидно. Рубль, направленный сейчас на строительство дороги или жилья, создаст большую стоимость, чем рубль, который просто лежит в ОФЗ. На двухлетние кредиты экономику не развивают. А других значимых длинных денег в стране нет – только пенсионные накопления.

Президент не поддержит

– К НПФ накопилось много претензий, что и позволило вашим оппонентам заговорить об отмене накопительной пенсионной системы. Это низкая доходность инвестирования, потери во время кризиса, слабая отдача от пенсионных денег в реальной экономике.

– Это действительно серьезные проблемы, которые мы давно просим решить законодателей и регуляторов. На самом деле за 10 лет так и не создано условий и необходимых инструментов инвестирования, которые позволили бы накоплениям по-настоящему работать. Давайте по порядку. Пенсионные фонды инвестируют накопления в утвержденный правительством список активов. В акции разрешено вкладывать до 65% накоплений, но в среднем по рынку доля инвестиций НПФ в акции – около 5–10%. Почему? Потому что НПФ запрещено отражать текущие убытки, а акции – самый волатильный инструмент. К тому же выбор из акций у нас состоит примерно из 30 эмитентов. По закону мы не можем вкладывать пенсионные накопления в акции «Газпрома», зато можем в абсолютно неликвидные акции ТГК-1 или акции группы «Черкизово», находящиеся в листинге А1 на ММВБ. Самые надежные эмитенты – «Газпром», «Алроса» – только сейчас становятся доступны для пенсионных инвесторов. («Газпром» с 2013 г. специальным указанием будет включен в список А1, хотя формально не соответствует требованиям по корпоративному управлению – у монополиста два независимых директора вместо трех. – «Ведомости»). Мы предлагали разрешить нам более тесно работать с банками через субординированные депозиты – банки у нас самый надежный с точки зрения регулирования институт, пусть они нашими ресурсами участвуют в приватизации или финансируют инвестпроекты.

– Что вы имеете в виду?

– Банки обладают наиболее качественной экспертизой в проектном финансировании и самой адекватной системой оценки рисков. Но сейчас даже крупнейшие банки не могут позволить себе финансирование проектов с нуля или на начальной стадии – нет капитала. Если банк выдал кредит на проект на 10 млрд руб., он обязан сразу зарезервировать как минимум 21%, что составляет 2,1 млрд руб. А восстановить резерв он сможет только через 2–3 года, когда будет запущен проект. Поэтому у банков явный конфликт интересов – либо текущая прибыль и рост капитализации, либо развитие экономики страны с большими резервами и давлением на капитал. Большим подспорьем для банков было бы, если бы НПФ имели возможность размещать в коммерческих банках субординированные или другого рода депозиты на срок 10–15 лет и чтобы часть этих денег шла в расчет капитала банка. Это позволило бы заметно капитализировать банковскую систему. Конечно, банки должны быть надежными, но это решается – ФСФР могла бы утверждать перечень таких кредитных организаций.

– Вернемся к кризисным убыткам НПФ...

– У нас были очень плохие 2008 и 2011 годы. Но за восемь лет, с тех пор как НПФ работают с накоплениями, среднегодовая доходность превышает 10% – это больше, чем у ВЭБа. Но когда речь заходит о сравнении, берут результат одного 2008 года, когда упал весь рынок. И убытки тогда были и у ВЭБа, и у частных игроков рынка. Но только ВЭБу Минфин разрешил разнести эти потери на счета молчунов, а частным фондам это запрещено. Большая часть НПФ компенсировала убытки из собственных средств. Уже идет второй год, как НПФ добиваются у ФСФР и Минфина, чтобы нам разрешили отражать текущие убытки, которые возникли по причине падения рынка. Регуляторы подготовили такой проект, но он полгода не регистрируется Минюстом. Эта неопределенность загоняет НПФ в русло краткосрочных инвестиций. При таком регулировании пенсионные деньги не могут работать как инвестиционный ресурс для экономики. Мы это не один раз объясняли в разных ведомствах на разных совещаниях с представителями правительства и администрации президента.

– Окончательное решение по пенсионной реформе примет президент. Какого решения вы ждете?

– Президент заявил, что изменения в пенсионной системе требуют широкого публичного обсуждения. Менять конфигурацию пенсионной модели с 2013 г. – очень неоднозначное решение, мы полагаем, президент не поддержит это.

– Есть ли у группы РЖД планы по развитию «Благосостояния» в случае отмены накопительной части?

– У нас в отличие от многих НПФ есть другой большой бизнес – негосударственное пенсионное обеспечение наших клиентов, прежде всего сотрудников группы РЖД. В последнее время у нас увеличивается количество корпоративных клиентов, но рост этот происходит очень медленно. Постепенно работодатели понимают, что корпоративные пенсии становятся частью социального пакета работника наравне с полисом ДМС. Это инструмент привлечения и удержания сотрудников. Например, средняя зарплата в группе РЖД – около 30 000 руб., а средний размер корпоративной пенсии – 5100 руб. Плюс государственная пенсия – 9800 руб. Итого получается половина зарплаты! За такой системой будущее. Но РЖД потребовалось семь лет, для того чтобы две трети сотрудников группы включилось в эту систему, заинтересовалось в паритете с работодателем копить на будущую пенсию.

– Какая доля резервов и накоплений «Благосостояния» вложена в проекты, связанные с группой РЖД? В долг РЖД, доли в капитале «дочек» РЖД, паи ЗПИФов?

– Общая сумма вложений не превышает 10–12 млрд руб.

– Насколько фонд независим в выборе объектов инвестиций? Может ли, грубо говоря, Владимир Якунин попросить направить средства «Благосостояния» в такой-то проект и чтобы стоили эти деньги вдвое дешевле рыночных?

– У РЖД нет таких проектов, которые она не смогла бы сделать на открытом рынке. РЖД размещает еврооблигации, привлекает синдицированные кредиты. И нас никто не заставляет – это мы их просим продать нам какую-то часть выпуска. РЖД недавно размещала рублевый бонд с купоном, привязанным к уровню инфляции. Отличный актив для пенсионных накоплений. Нам досталось всего 10% выпуска, хотя мы просили у организаторов размещения больше.