Интервью: Я работаю профессионалом

Е. Разумный

Владимир Хайкин до прошлого года был московским чиновником от градостроительства. Теперь он возглавляет Государственное унитарное предприятие «Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования». ГУП МНИИТЭП занимается разработкой типовых проектов жилых и общественных зданий, модернизацией типового жилья и вопросами перепланировок. Сам он говорит, что «работал всегда профессионалом».

1980

Окончил Московский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева по специальности «градостроительство».

1980–1991

Работал в Центральном научно-исследовательском и проектном институте по градостроительству РАН.

1990–1991

Находился в командировке в США, занимаясь проектированием скоростного рельсового транспорта в г. Хьюстоне.

1991–1993

Работал в системе Мосстройкомитета.

1993–2004

Гендиректор ЗАО «Комплексное развитие объектов незавершенного строительства».

2004

Назначен руководителем ГУП «Управление перспективных застроек».

2008

Распоряжением правительства Москвы №354-РП назначен с 27.02.2008 заместителем руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы. Распоряжением правительства Москвы от 1.08.2008 №1754 был назначен первым заместителем руководителя департамента городского строительства Москвы.

2011

Назначен генеральным директором Московского научно-исследовательского и проектного института типологии, экспериментального проектирования (МНИИТЭП).

– Вы стали архитектором?

– Я по образованию инженер-градостроитель, таковым я был и остаюсь. В прошлом году мы перешли в ведомственное подчинение департамента градостроительной политики Москвы, как и большинство институтов стройкомплекса. Институт сегодня – это 800 человек с достаточно четкой профессиональной ориентацией, занимающихся как научными исследованиями, так и проектной деятельностью и столь востребованной в городе работой по организации перепланировок жилых и нежилых помещений. За прошлый год, уже после смены руководства института в апреле, по заказу города сделаны новые типовые проекты детских садов. Они уже прошли экспертизу, с будущего года начнут строиться.

– Это проекты, у которых на крышах расположены прогулочные зоны?

– Нет. Они соответствуют нормам. Два типовых проекта на 120 и 280 мест. В связи с новыми требованиями по увеличению вместимости детских дошкольных учреждений особенно востребован проект на 280 мест. Доделали две школы на 550 и 800 мест, которые со следующего года также начинают строиться. Завершаем работу над проектами социального жилья. Впервые типовые проекты жилых домов станут собственностью города. Раньше домостроительные комбинаты (ДСК) диктовали городу цены на жилье, которое производили. Сейчас, наоборот, конкурс будет объявлен среди потенциальных подрядчиков, кто хочет это делать, кто сделает дешевле.

– Захотят ли ДСК делать вашу серию?

– При сегодняшнем уровне технологий модернизированным ДСК все равно, какую серию производить, они могут выпускать панели любого типа и размера. Все наши крупнейшие ДСК прошли модернизацию или находятся на стадии ее завершения. Более того, сегодня в Москве, на новых территориях, на прилегающих территориях строятся новые ДСК. Нужны просто хорошая площадка, ангары, железнодорожные подъездные пути и какая-то трасса для автомобилей. Насколько я знаю, несколько организаций строят такие объекты, и думаю, что со второй половины 2013 г. они заработают.

Сегодня эта работа становится вдвойне актуальной. Недавно председатель правительства Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное перспективам развития жилищного строительства. Большой блок был посвящен необходимости типового проектирования как основы жилищного строительства в России.

Проекты домов сейчас находятся на стадии передачи государственному заказчику. Параллельно мы делаем работу по заказу города по надземным гаражам в первых этажах жилых домов. Цель – снабдить массовую жилую застройку машино-местами удобными, дешевыми, находящимися в непосредственной доступности и не влияющими на условия эксплуатирования жилых зданий. Но здесь не все так просто.

– По-моему, это невозможная задача – сделать красивые удобные дома с гаражами на 1-м этаже.

– Мы должны в конце года эту работу сдать, тогда и посмотрим на результат. Наша задача – разработать гараж как основу для будущего жилья. Просто развитый стилобат, от двух до четырех этажей, на который можно адаптировать любой проект, при условии что это 1–2 подъезда.

– Это разработки для социального жилья?

– МНИИТЭП вообще работает в сегменте социального жилья. Правда, за этот год мы нашу работу немного диверсифицировали. В институте появилось направление градостроительства. Думаю, что в том числе это связано и с моим приходом. Я всю жизнь работал в этой отрасли. Придя в институт, я создал здесь центр градостроительства, включающий в себя два научных отдела и архитектурно-планировочную мастерскую. Мы делаем проекты планировок. Выигрываем конкурсы на госконтракты. Кроме того, есть несколько работ по частным заказам как в Москве, так и за ее пределами. Значительный объем градостроительной работы делаем по заказу ОАО «Особые экономические зоны» за пределами Москвы – это территории в Иркутской области и Республике Бурятии. Совсем новое направление – созданная в этом году реставрационная мастерская. Началось с того, что в прошлом году город нам доверил работы по реставрационным мероприятиям по усадьбе «Останкино». Сейчас силами этой мастерской начали вести и другие объекты.

– «Останкино» ждет именно реставрация или, как водится, «реконструкция» с заменой памятника на новодел?

– По заказу департамента строительства мы определили объем противоаварийных мероприятий. Это только первый этап. Департамент культурного наследия провел конкурс на проведение будущих мероприятий – это второй этап. Мы в конкурсе участие приняли, но не выиграли, выиграл «Моспроект-2». Я надеюсь, они пригласят нас работать в связке. Потому что наши специалисты уже этим плотно занимались. «Останкино» – единственная в городе усадьба, которая относительно сохранилась, со старыми материалами, и ее можно воссоздать. Не планируем ничего делать, что было бы вне формата старого памятника.

– МНИИТЭП сегодня работает и как частная проектная организация?

– Мы не частная, мы городская проектная организация. 82% объема приходится на государственный заказ. 18% – заказы частных коммерческих организаций. Почти 10% из этих 18% – это заказы физических лиц, связанные с перепланировкой жилых помещений. Все, что в настоящее время город показывает в плане упрощения перепланировок, – это наша работа, сделанная по заказу комитета государственных услуг Москвы. Мы намного упростили эту работу. Казалось бы, на 90% мы сделали ее для жителей бесплатной: взял из каталога свою перепланировку – а это именно 90% общего объема наиболее простых случаев – и можно идти согласовывать в жилинспекцию. Но, что примечательно, оставшиеся 10% со своими проектами пришли именно в МНИИТЭП, хотя рынок открытый.

– Ваши услуги стоят дороже, чем у частных проектировщиков?

– Нет. Наши услуги стоят дешевле. Консультируем жителей мы бесплатно. Когда компании приходят с конкретной работой – есть смета, есть расчет. Мы вполне конкурентоспособны. Мы выигрываем конкурсы себе не в убыток. У разных государственных заказчиков в этом году мы выиграли около 50 торгов.

– Вернемся к социальной серии... Есть желающие запустить ее на поток? Кто?

– Мы делаем эту работу по заказу города, до конца ее еще не передали. Мне бы не хотелось называть комбинаты, это будет звучать неким лоббированием. Я отвечу так: у нас в госконтракте прописано, что мы обязаны сделать эту работу без привязки к конкретной технологии, к конкретному ДСК. Чтобы не нам подладиться под кого-то, а чтобы они под нас подлаживались. Из четырех ведущих ДСК два к этой серии уже приспособились.

– По вашему проекту будут строить только социальные дома или и на продажу тоже?

– В любых целях. В этих проектах маленькие квартиры, преобладают 2-комнатные, как того захотел департамент жилищной политики. Мы уже получаем письма из субъектов Федерации с предложениями передать проекты, адаптировать их для нужд соответствующего субъекта.

– То, что эту серию называют новыми хрущевками, вас не смущает?

– «Ведомости» в январе первыми опубликовали эту ругань в наш адрес. Мы немедленно дали ответ. Если не ошибаюсь, и у вас, и в «Российской газете», описав эту серию подробно. Ничего нет общего с хрущевками. Я в молодые годы жил в хрущевке, начиная с 10-метровой комнаты в панельной пятиэтажке на Малой Филевской, до середины 1990-х жил в 2-комнатной квартире со всей семьей – и ничего страшного. Но разница с нашим проектом принципиальная.

Город может предоставлять жилье только по социальным нормам. Очередь стоит из-за того, что нет квартир, этим нормам соответствующих. Мы попытались сделать комнаты кратными 18 кв. м. Да, достаточно сжатая получилась планировка самих комнат, но мы предусмотрели в домах большую общую территорию – холл, достаточно большую ванную, кухню, удобные лестничные клетки, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Плюс ко всему – высокие потолки.

– Для «новой Москвы» что-то специально предполагается проектировать?

– Мэр города, руководство стройкомплекса поставили задачу перед московскими проектировщиками, мы, естественно, ею тоже занимаемся. На новых территориях надо делать жилье, соответствующее современным нормам, но не надо сильно задирать его вверх. Мы делаем для новых территорий по собственной инициативе – у нас нет пока государственных контрактов, конкурсных обязательств – проекты социальных домов от 9 до 12 этажей. И варианты недорогой коттеджной застройки. Институт может себе позволить работать в свой портфель. Будут востребованы [наши разработки]– предложим.

– Что будет востребовано, зависит от того, как именно будут развивать новые территории. Были версии, что в «новую Москву» переедут чиновники – и тогда нужны дома определенного класса. Если за МКАД начнут переселять очередников, тогда будет то, что вы проектируете.

– В любом случае на этой территории будут жить москвичи, люди, которые ими стали или станут. Для москвичей надо проектировать хорошее, удобное жилье. Раз будет жилье, значит, будут детские сады, школы – вот они, наши объекты.

– Что будет в «новой Москве», пока непонятно. Девелоперы жалуются, что и в «старой Москве» механизмы взаимодействия поломали, а новых не предлагают. Согласны?

– На мой взгляд, все нормально. Механизм градостроительной земельной комиссии работает. Все получается так, как необходимо городу. Наконец мы пришли к пониманию: надо делать то, что интересно городу, а то, где интереса нет, не делать.

Работы в этом году у института стало больше, как и у других проектировщиков. По нашим проектам сейчас активно идет стройка в Москве, Московской области, Балашихе, Сколкове.

Например, проектируем большую территорию застройки в Балашихе. Да, с частным инвестором, выигравшим один из первых в области конкурсов на развитие застроенной территории. Уже завершили проект планировки, начали рядовое проектирование. Насколько мы знаем, наши коллеги-девелоперы выходят на площадку, сейчас занимаются сетями. Для «Ведис групп» корректируем наши же типовые проекты, понижая этажность на 1–2 этажа. Сейчас в обсуждении оптовый договор на большое количество квадратных метров. Естественно, мы дадим нашим заказчикам более комфортную цену. У МНИИТЭП подписан договор с ГК «Мортон» на стратегические объемы проектирования для них. Третья сторона в этом договоре – ДСК №1.

Мы одними из первых в городе привлекли к сотрудничеству испанскую научно-исследовательскую организацию Fundacion Metropoli. В прошлом году сделали с ними работу по сохранению и реконструкции жилого фонда в центральной и срединной частях города, включая территории пятиэтажек и промзон. Вместе приняли участие в конкурсе на концепцию Мневниковской поймы – правда, не выиграли. Сейчас планируем вместе участвовать в конкурсе на проект планировки поймы (объявлен Москомархитектурой). Кстати, наш испанский партнер Альфонсо Вегара, основатель и президент Fundacion Metropoli, был приглашен единственным зарубежным участником встречи по «новой Москве», когда ее проводил президент РФ. Это означает, что мы с правильными людьми сотрудничаем.

– Было полевое исследование? Каковы были впечатления испанцев от этой работы?

– Да, мы вместе с ними объезжали Москву. Было социологическое исследование. Мы о результатах еще не докладывали. В ближайших планах – продолжить работу по этому направлению. Департамент градостроительной политики готовится сейчас к объявлению новых конкурсов на научно-исследовательские работы, связанные с методологией комплексной работы Москвы. Мы надеемся принять в них участие и пригласить к участию наших испанских партнеров.

– Можете озвучить сейчас какие-то основные выводы по результатам?

– Давайте сначала мы сдадим работу заказчику. Могу сказать, что испанцы предложили свое видение критериев реорганизации промзон, того, какие кварталы пятиэтажек сносить, а какие не трогать, с точки зрения транспорта, с точки зрения удобств, сохранения баланса населения. Очень правильно и нетривиально для Москвы.