«Спортмастер» идет в глубинку

Крупнейший продавец спортивного инвентаря и одежды «Спортмастер» нацелился на малые и средние города. Доходы у жителей там выросли, а конкуренции в этом сегменте практически нет
А. Махонин/ Ведомости

В 2011/12 финансовом году (закончился в сентябре) «Спортмастер» открыл 72 новых магазина, увеличив их общее число до 310, а складов – до восьми, вышел в Казахстан и на Дальний Восток и начал освоение российских городов с населением около 100000 человек, рассказал «Ведомостям» гендиректор «Спортмастера» Леонид Страхов.

Если поставить планку отсечения повыше – 145000 человек (это население Коломны), «Спортмастер» присутствует сейчас в 13 таких городах. Теперь, говорит Страхов, значительная часть новых магазинов будет открываться именно в средних и небольших городах: «Мы видим высокий спрос на товар, которым торгуем. Инфраструктура, которую мы создали, позволяет работать с городами типа Сарапула, Нижнекамска, Железногорска».

Сейчас большинство федеральных торговых сетей, работающих с крупным форматом магазинов, идут в города с населением от 300000, где строится торговая недвижимость, говорится в отчете консультантов по недвижимости Cushman & Wakefield. По их данным, в России свыше 500 качественных торговых центров с общей торговой площадью больше 15,4 млн кв. м и строится еще более 100 торгцентров на 4,6 млн кв. м. «Очевидно, что рынки торговой недвижимости городов, активно развивавшихся в последние два года, вышли на уровень насыщения и замедления роста, – говорит Лада Белайчук, заместитель руководителя отдела исследований Cushman & Wakefield. – В ближайшие несколько лет лидерство по объему строительства перейдет к городам Сибири и Дальнего Востока».

Но и первопроходцем «Спортмастер» нельзя назвать. На малые и средние города изначально был сориентирован крупнейший по числу магазинов российский ритейлер «Магнит», там работают «Дикси», «Глория джинс», Sela, «Центробувь» и «Эльдорадо».

Похожую стратегию заявил и лидер сегмента электроники и бытовой техники – «М.видео». В начале прошлого года он сообщил, что будет открывать магазины в городах с населением до 100000 человек. Бизнес компании (управляет 282 магазинами, в начале прошлого года их было 219) сосредоточен в мегаполисах, но опыт работы нескольких объектов в небольших городах, например в Нягани и Туапсе, показал, что торговые точки «способны получать достаточную выручку и рентабельность», объяснял президент «М.видео» Александр Тынкован: в таких городах уровень дохода населения – как в мегаполисах, но при этом совершенно нет конкуренции.

«Спортмастер» не раскрывает свои показатели. По данным СПАРК, выручка ООО «Спортмастер», основной операционной компании сети, за прошлый год выросла на 35,4% до 44,66 млрд руб., чистая прибыль – на 33,8% до 3,9 млрд руб. Валовая рентабельность составила 54,9%, по чистой прибыли – 8,8%.

В рэнкинге розничных сетей России Infoline «Спортмастер» занимает 15-ю строчку по выручке, ближайший конкурент, Adidas Group с 540 магазинами, – 24-ю (выручка ООО «Адидас» – 34,86 млрд руб. в 2011 г., по данным СПАРК). Представитель российского офиса Adidas отказался обсуждать стратегию компании в России.