Угнаться бы за Кенией

Российские вузы не дают выпускникам знаний в области предпринимательства, необходимых для открытия собственного дела, считают 96% российских респондентов опроса Monitor Group и Kauffman Foundation. Хуже в этом смысле обстоят дела только в Белоруссии

Егора Руди, основателя и гендиректора группы компаний Eruditor, заразили бациллой предпринимательства на специальном курсе, прослушанном им на четвертом году обучения в центре корпоративного предпринимательства Московского физико-технического института (МФТИ). Автор этого курса, профессор Сергей Чернышев, сумел построить полную, логически непротиворечивую теорию предпринимательства, рассказал Руди, но изложением теории дело не ограничилось. Значительную часть времени студенты, в том числе и Руди, практиковались в реальных компаниях – партнерах кафедры, говорит он: «У нас была возможность узнать на практике, как работают предприниматели, попробовать свои силы на этой стезе, и даже завязать полезные знакомства».

Но, пожалуй, главный урок, который вынес Руди из разных предпринимательских курсов, сводится к простой истине. «Нет ровным счетом никаких реальных причин, которые бы мешали любому человеку начать собственное дело», – утверждает он.

Середняки-оптимисты

Если верить результатам опроса консультантов Monitor Group и Kauffman Foundation, Руди и его однокурсникам сильно повезло.

Лишь 4% российских респондентов согласились с утверждением, что российские вузы дают выпускникам достаточно знаний в области предпринимательства, необходимых для открытия собственного дела. Хуже этот показатель только у Белоруссии. А на первые три места предприниматели соответствующих стран поставили Кению, Китай и Латвию.

Оценка уровня подготовки предпринимателей в вузах была лишь одним из 23 вопросов, заданных респондентам.

Оказалось, что, по совокупности оценок, самые оптимистичные взгляды на жизнь у предпринимателей из США, Кении, Индии, Китая и Новой Зеландии. Самые пессимистичные – из Греции, Венесуэлы, Андорры, Польши и Украины. Россия в середине списка.

Если верить опрошенным российским предпринимателям, у них нет особых проблем с доступом к капиталу, по этому показателю у России 7-е место в мире, это выше, чем у Казахстана, Украины и Белоруссии, но хуже, чем у Индии и Китая, отмечают исследователи.

Россия отстает от Индии и Китая не только по месту, занятому в общем зачете, но и по большинству «индивидуальных дисциплин». Лишь каждый четвертый российский предприниматель лично знаком с потенциальными инвесторами. Это 21-й результат в мире. Растущие российские компании редко прибегают к выходу на публичный фондовый рынок с целью привлечения финансирования. По этому показателю Россия 26-я. И наконец, фондовый рынок в России нельзя назвать эффективно функционирующим в интересах малых предпринимателей. Здесь Россия 33-я.

Зато большинство россий­ских предпринимателей (77%), считают, что российская культура поддерживает стремление индивидуальных предпринимателей к личному успеху.

Учатся на ошибках

Исторически россияне учились предпринимательству на собственных ошибках, утверждает Алексей Бочкарев, выпускник Уортоновской школы бизнеса и основатель компании Looksima, возможности же получения образования в этой сфере только сейчас появляются. В России мало профессиональных преподавателей в сфере предпринимательства. Успешные бизнесмены предпочитают заниматься бизнесом, а не учить студентов. Академическая же среда в России имеет мало общего с практическим опытом ведения бизнеса, утверждает Бочкарев.

В российских вузах стараются дать студентам академическое образование, в то время как в других странах больший упор делается на практику. К тому же российское образование зачастую слишком узкоспециально, говорит он. «Юристов редко учат финансам. А финансистов редко учат праву», – говорит Бочкарев.

В результате среднестатистический выпускник американского университета знает о предпринимательстве в разы, если не десятки раз, больше, чем среднестатистический россиянин, заключает Бочкарев.