Иномаркам нет места

Продажи российских производителей автобусов растут быстрее рынка, их совокупная доля выросла с 54 до 60%

За 9 месяцев 2012 г. российский рынок автобусов (включая пассажирские LCV) вырос на 21% до 50455 шт., гласят данные «АСМ-холдинга». Причем в отличие от легковых автомобилей и грузовой техники, где сильны позиции иномарок (см. врез), отечественные автобусы не только доминируют, но и наращивают долю: в январе – сентябре 2011 г. она составляла 53,8%, а в 2012 г. увеличилась до 60,4%; продажи выросли на 36%. Автозавод ГАЗ, например, за девять месяцев выпустил 10733 автобуса (рост в 1,8 раза); УАЗ, контролируемый «Соллерсом», – 9414 шт. (рост в 1,9 раза); ПАЗ, входящий в группу ГАЗ, нарастил объемы на 13,2% до 8000 шт.

Наплыва подержанных автобусов в Россию, которого опасались российские производители из-за вступления в ВТО, пока не произошло. Помог утилизационный сбор, введенный с 1 сентября (базовая ставка –150000 руб.). В августе импорт составил 2040 шт., а в сентябре произошел обвал до 185 шт.: импорт новых автобусов сократился по отношению к августу в 10 раз, а подержанных – в 23 раза, говорится в исследовании «АСМ-холдинга». «Еще рано делать выводы о влиянии вступления России в ВТО на импорт подержанных автобусов. Статистика будет показательна к концу 2013 г.», – считает представитель группы ГАЗ.

Российским производителям помогает госзаказ – власти заинтересованы в обновлении парка, отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Крупнейший за последние годы госконтракт в 2011 г. выиграла группа ГАЗ – по заказу московской мэрии она поставила свыше 2000 автобусов. В 2012 г. группа победила в тендере на поставку еще более 600 автобусов в Москву, а в сентябре – на поставку свыше 100 больших автобусов в Сочи.

Но рынок автобусов непредсказуем, отмечает Удалов: многое здесь зависит от позиции властей, а стратегии развития общественного транспорта страны нет. Поэтому не удивительно, что иностранцы предпочитают собственному производству в России контрактную сборку и совместные проекты с отечественными компаниями, замечает эксперт. С этим соглашается представитель Scania. С 2002 г. компания выпускала автобусы в Петербурге, но перестала, а с 2010 г. производит грузовую технику. «Мы в любой момент можем начать сборку автобусов, как только будет спрос на автобусы европейских брендов», – говорит представитель Scania.

За 9 месяцев 2012 г. доля иномарок, произведенных в России, сократилась с 17,4% до 13,1%. Прекратился выпуск микроавтобусов Fiat Ducato в Татарстане, а сборка Ford Transit (СП Ford Sollers) только набирает обороты, объясняется в исследовании АСМ. Кроме того, сократился выпуск иностранных автобусов на мощностях ПКФ «Луидор» и «Тагаза». Наращивает объемы «СТ Нижегородец» (собирает микроавтобусы на базе фургонов Ford Transit), на долю которого в январе – сентябре пришлось почти 70% всех продаж в сегменте российских иномарок, отмечает АСМ.

Появляются новые совместные проекты. На мощностях «Нефаза» (входит в «Камаз») в октябре начался серийный выпуск автобусов под брендом Bravis, рассказал Ильшат Сингатуллин, гендиректор реализующей этот проект компании «Камаз-Марко» (СП «Камаза» и Marcopolo). К 2016 г. планируется выпускать 3000 автобусов в год. А на ЗиЛе в 2013 г. может быть организована сборка автобусов Hyundai (помимо грузовиков).

Представители группы ГАЗ и группы «Камаз» объясняют доминирование отечественных автобусов на рынке тем, что заводы повысили уровень выпускаемой техники, сохранив более низкие цены, чем у иномарок. В большинстве случаев автобусы-иномарки по уровню цены не отвечают спросу и возможностям российских перевозчиков, соглашается представитель Scania. У микроавтобусов УАЗ свой секрет: продукция не имеет аналогов на российском рынке из-за полного привода и низкой цены, а ее продажи не зависят от развития общественных перевозок – у микроавтобусов другие сферы применения, например, на их базе делают спецавтомобили, говорит представитель «Соллерса».

По итогам 2012 г. российский рынок автобусов вырастет на 8,4% до 65700 шт., отечественные производители займут 61,8%, прогнозирует АСМ. По оценке «Автостата», рынок новых автобусов без учета LCV вырастет на 7–10%. В России по-прежнему примерно 50% автобусов старше 15 лет, отмечает представитель Scania, а значит, есть причины для роста рынка.