Стабильная стагнация

Темп роста промышленности замедлился в октябре до 1,8%, став минимальным за полгода на фоне торможения спроса и инвестиционной активности. Индустрия вошла в стагнацию

По данным Росстата, рост производства в октябре замедлился до 1,8 с 2% в сентябре (к тем же месяцам 2011 г.). С исключением сезонного фактора выпуск в октябре упал на 0,7% после роста на 0,6% месяцем ранее.

Темпы роста падают с начала года (см.врез), за 10 месяцев индустрия увеличила выпуск на 2,8%.

Данные Росстата с очисткой от сезонного влияния сильно колеблются почти весь год: месяц роста – месяц спада в диапазоне от +1,5% до -0,7%. Тренд показывает стагнацию, говорит Владимир Сальников из ЦМАКП, и октябрьские данные из этого тренда не выбиваются.

От октября как раз ждали лучших результатов: консенсус Reuters был 2,2%, «Интерфакса» – 2,5%. Октябрьский PMI – индекс деловой активности – зафиксировал ее ускорение, а два лишних рабочих дня должны были дать добавку к росту, как это происходило в феврале, мае и июле. В месяцы с дополнительными рабочими днями Росстат фиксировал скачок промпроизводства (по сезонно очищенным данным), октябрьская цифра может быть признаком, что снижение действительно произошло, не исключает Сальников: «Но вероятнее – окончательно наступила стагнация». По расчетам ЦМАКП, в октябре выпуск снизился на 0,1% после роста на 0,3% в сентябре; средний темп за последние три месяца – нулевой. Данные по энергопотреблению за 15 дней ноября свидетельствуют, что ситуация не улучшилась, добавляет Сальников.

В октябре выпуск стагнировал или снижался в большинстве основных видов деятельности. Добавился спад в черной металлургии, металлопродукции, отмечает Александр Морозов из HSBC: «Странно, что до этого был рост: вероятно, внутренний спрос поддерживался крупными инвестпроектами, такими как [саммит] АТЭС, которые теперь завершены, тогда как внешний спрос остается слабым».

Октябрьские индикаторы Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) показали снижение спроса и в высокотехнологичных секторах (машиностроение, электрооборудование), и в среднетехнологичных (металлургия, производство кокса, нефтепродуктов, химической продукции), темпы роста в низкотехнологичных отраслях (ориентированные на потребительский спрос пищепром, легкая промышленность) замедлились в сравнении с сентябрем более чем втрое – до 0,6%. Стагнирует выпуск, а вслед за ним и инвестиционная активность, доходы же населения растут – это может завершиться спекулятивным разогревом финансового рынка, ростом инфляции и замедлением экономики, предупреждают эксперты ИПЕМ.

Об усилении рисков торможения экономики говорил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, но пока они не столь велики, чтобы принимать меры. В сентябре ЦБ из-за роста инфляции и чрезмерной кредитной активности банков повысил ключевые ставки и пока не менял их.

По мнению министра экономического развития Андрея Белоусова, процентная политика ЦБ стала причиной торможения инвестиционной активности. Ведомство ожидает, что по итогам года инвестиции вырастут на 5,5% (за январь – сентябрь – на 7,2%). По расчетам Высшей школы экономики (ВШЭ), реальный индекс инвестиций (с поправкой на сезонность) снижается с февраля; опросы Института Гайдара показали, что с ноября предприятия планируют абсолютное сокращение капвложений. Расчет Минэкономразвития на ускорение роста инвестиций в 2013–2015 гг. до более 7%, причем за счет частного сектора, может не оправдаться, сомневается Валерий Миронов из Центра развития ВШЭ.

В августе Минэкономразвития повысило прогноз роста промпроизводства в 2012 г. с 3,1 до 3,6%, но теперь прогноз может быть снижен до 3%, сообщил замминистра Андрей Клепач. В лучшем случае итог будет на нынешнем уровне – 2,8%, считает Сальников, Морозов прогнозирует 2,7%. В 2013 г. темп роста индустрии стабилизируется на уровне 2%, ожидает Морозов: без поддержки со стороны внешних рынков более высокие темпы маловероятны. Торможение мировой экономики такой поддержки не сулит. «За пределами 2013 г. либо разворот мировой ситуации подтолкнет рост производства, либо внутренние институциональные проблемы перевесят позитив и приведут к спаду», – заключает Морозов.