Точка зрения: Иллюзии в стиле лофт


Хитом московского рынка стали апартаменты. На их долю приходится около трети предложений в центре города. За два года 1 кв. м в успешных проектах подорожал с $6000 до $12000.

Такая динамика будоражит сознание не только собственников административных зданий и офисных комплексов в центре города, но и владельцев промзон. На рынке растет предложение апартаментов, которые застройщики размещают в крупных индустриальных помещениях и называют лофтами. На их долю приходится уже 50% апартаментного предложения.

Но ликвидность лофтов оставляет желать лучшего. Купить их готовы 10% клиентов.

Магия внешней привлекательности (кирпичная кладка, высокие потолки, открытые пространства и урбанистическая эстетика) при ближайшем рассмотрении зачастую развеивается. Одна из ключевых проблем, которую удается решить единичным девелоперам, – использование конструктивных особенностей бывших производственных помещений, изначально задуманных для размещения оборудования, а не жильцов и домашней утвари. Да, это помещения с высокими потолками и кирпичной кладкой стен, но и с глубокими пространствами, минимальным количеством окон и затемненными углами. Не каждый архитектор или дизайнер умеет работать с такой средой. Зонирование пространства в лофтах, как правило, затруднено. Можно сделать окна от пола до потолка, однако не всегда это решает проблему инсоляции – в том числе из-за близкого расположения соседних построек.

О видовых характеристиках вообще говорить не приходится. Зачастую лофт-комплексы располагаются вблизи шумных транспортных магистралей (в частности, Третьего транспортного кольца), в неоднозначном окружении. В последнее время такие проекты активно размножаются в Басманном районе. Цена метра в них зачастую сопоставима с ценами на экономичное жилье рядом. Но покупателям в экономклассе важна не только цена, но и общественный транспорт (желательно в шаговой доступности, в то время как лофты зачастую удалены от станций метро), постоянная прописка, открывающая доступ к социальной инфраструктуре (однако юридический статус апартаментов не предполагает постоянной регистрации).

Покупателей могут ждать и другие неприятные сюрпризы. Лофты, экспонируемые на рынке как жилье, могут использоваться как офисы или же как игровые клубы с шумом, гамом и дымом коромыслом. Ни служба эксплуатации, ни отдел продаж, как правило, не в состоянии контролировать функциональное использование приобретенных в собственность апартаментов.

Во многих проектах преобладают большие метражи. Тем самым отсекаются инвестпокупатели. Ведь сдать в аренду такое жилье будет непросто.