Идеология: Нужно делать компанию более открытой для частных инвестиций

Сергей Франк

Родился в 1960 г. Окончил Дальневосточное высшее инженерное морское училище (ДВИМУ) им. адмирала Г.И. Невельского, затем Дальневосточный государственный университет. Кандидат технических наук. В 1984–1989 гг. – замначальника ДВИМУ. В 1989–1995 гг. работал в Дальневосточном пароходстве. В 1995–1996 гг. – замдиректора департамента морского транспорта Минтранса. В 1996–1998 гг. – заместитель, первый замминистра транспорта. В 1998–2004 гг. – министр транспорта. С октября 2004 г. – гендиректор, предправления «Совкомфлота».

Что продают

IPO «Совкомфлота» станет крупнейшей приватизационной сделкой 2013 г., говорил министр экономического развития Андрей Белоусов. В следующем году может быть продано 25% минус 1 акция. До 2016 г. государство собиралось полностью выйти из капитала компании.

«Совкомфлот»

Пароходство. Акционер – государство (100%). Финансовые показатели (МСФО, первое полугодие 2012 г.): выручка – $777,67 млн, чистая прибыль – $49,67 млн. Флот – 156 судов общим дедвейтом 11,5 млн т.

Лозунг нашего круглого стола – цели государства, ожидания инвесторов. Неуместно и некорректно мне говорить о целях государства, и я не вижу себя инвестором в ходе приватизации. Но есть еще один важный компонент – интересы компании. Компания – это живой организм, важный элемент экономической структуры общества, там создаются рабочие места, инновации, добавленная стоимость. И с Росимуществом, и с Минэкономразвития мы ведем конструктивные переговоры, как гармонично вписать в программу приватизации отраслевые стратегии, в том числе видение компаний.

Во-первых, я хотел бы подчеркнуть, что мы работаем на открытом рынке, никогда за свою историю не воспользовались ни копейкой государственных субсидий и за каждый килограмм груза каждый день ведем открытую борьбу. И в этой связи возможная приватизация – важное институциональное преобразование, поскольку в ряде международных проектов 100-процентная государственная собственность может оказаться ограничением для нашей конкурентоспособности. Нужно делать компанию более открытой для частных инвестиций.

Во-вторых, используя классические, традиционные для судоходного бизнеса способы, очень сложно профинансировать проекты, которые сейчас замышляются к реализации, в том числе на арктическом шельфе, – в силу их масштаба. С этой точки зрения доступ к рынку публичного капитала практически неизбежен. Весь вопрос в сроках, в деталях, в ситуации, в том числе на индустриальном рынке, которая выглядит не очень, так сказать, симпатично. Этот диалог и консультации ведутся.

Ну и последний комментарий. Я думаю, что приватизация в четвертом-пятом году, при оценке компании на тот момент в $700 млн, была бы большой ошибкой. И мы прекрасно знаем тех, кто высказывал интерес выступить стратегическим инвестором. Все эти герои сейчас находятся в процедуре chart in loan (готовят запросы по займам. – «Ведомости»). Это очевидно спекулятивный подход, и ничего хорошего он не дал бы ни стране, ни компании, ни российскому флоту. Можно было бы это сделать в прошлом году, в октябре мы обсуждали этот вопрос. Думаю, нужно продолжать искать хорошее окно возможностей и постараться приватизировать с максимальной эффективностью.

Нам бы очень хотелось, чтобы приватизация была продажей не «железа», не суммы стоимости судов, а хорошо устроенного бизнеса. Мы не хотели бы разочаровать сто сорок миллионов акционеров нашей компании, потому что глубинный общественный процесс приватизации заключается в получении, с одной стороны, хорошего дохода, а с другой – нам нужна конкурентоспособная экономика. А она состоит из конкурентоспособных предприятий. Мы все понимаем, что живем в плоском мире и что за каждый сантиметр пространства нужно бороться.