Идеология: Преждевременным решение о приватизации точно быть не может

Нам повезло, что в круглом столе принимают участие замечательные, очень эффективные государственные компании. Но мне кажется, что они, являясь исключением, тем самым подтверждают правило. Есть много государственных компаний, в том числе публичных, и эксперты не расходятся в оценке их низкой эффективности. А государство чаще соглашается с этими экспертами.

Александр Мерзленко

Родился в 1971 г. Окончил Московский международный университет по специальности «экономика», а также курс лидеров бизнеса в Гарвардской школе бизнеса. Работал в инвестиционно-банковском управлении «Тройки диалог», с 2000 г. – в «Ренессанс Капитале». Отвечает за инвестицонно-банковский бизнес, руководил приватизацией «СГ-транса».

У нас бесчисленное множество госкомпаний в разных отраслях. Если сложить все вместе, получается действительно сто чемоданов, какие-то плохие, какие-то хорошие. И вряд ли стоит рассчитывать, что наступит то замечательное время на рынке, когда государство сможет реализовать все свои амбиции в части приватизации. Скорее всего, такого не будет.

Нужно ли ждать более благоприятной рыночной конъюнктуры или нет? Применительно к конкретной компании можно ответить на этот вопрос. Но если мы говорим о приватизации вообще, то нужно начинать этот процесс как можно раньше с привлечением компаний, чтобы они были готовы к выходу на рынок, к сделке. Конечно, оглядываясь на состояние фондовых рынков.

Подготовка к приватизации, будь то продажа стратегическому инвестору или на публичных рынках, – продолжительный процесс. Его можно начать вовремя или задержаться. Преждевременным такое решение, с моей точки зрения, точно быть не может.

Фондовые рынки переживают далеко не лучшие времена, и эта ситуация может не скоро измениться к лучшему.

Большинство инвесторов с каждым днем все больше теряют аппетит к риску в России. Мы заложники состояния глобальных рынков и общего желания инвесторов избегать рисков.

Стратегический курс правительства на развитие российских институтов и финансовой инфраструктуры должен существенно снизить волатильность оценки российских активов. Необходимо быть последовательным в данном вопросе, в том числе при выборе площадки для размещения акций приватизируемых компаний. И если правительство отдает предпочтение Лондону или Нью-Йорку, то у такого решения должна быть веская причина. Ведь одновременно оно призывает участников рынка и эмитентов участвовать в строительстве Международного финансового центра в Москве.

Что касается сделки с «СГ-трансом». Понятно, что компания стоит дорого не потому, что кто-то именно такую сумму предлагает, а потому, что она действительно этих денег стоит. Было несколько покупателей, готовых заплатить сопоставимую сумму, и был процесс, обеспечивший возможность наиболее агрессивному из них сделать лучшее предложение, на которое он был способен.