Идеология: Приватизации ничего не мешает

Задача может решиться, если поменять ее условия

Владимир Якунин: Ольга Константиновна, давайте посчитаем, сколько денег и инвестиций мы получили за время приватизации, и сравним с объемом средств, которые ежегодно из России уходят. Будет ли это анализом качества приватизации или нет? Ольга Дергунова: А что, часовню тоже я развалил? Безусловно, пропорция между привлеченным капиталом и капиталом, который покинул Российскую Федерацию, будет не в пользу приватизации. Из этого можно вывести две гипотезы: первая – все плохо и все будет плохо, вторая – задача может решиться, если поменять ее условия. Я за вторую гипотезу. И Андрей Рэмович {Белоусов} говорил, и вы, и Сергей Оттович {Франк}, и я, мы все говорим одно: поменяйте условия задачи! Создайте план долгосрочного развития экономики, синхронизируйте его с работой отраслевых министерств и ведомств, с усилиями менеджмента компании, чтобы была синергия! И разработав «дорожную карту», давайте двигаться в сторону развития инвестиционного климата, привлечения инвестиций. С этим никто не спорит. Я за решение задач во второй постановке. Большинство из топ-тридцати компаний, указанных в плане приватизации, столкнутся с необходимостью привлечения капитала для своих инвестиционных стратегий. И различные инструменты, которые традиционно используются в приватизации, как раз позволят привлечь этот капитал. Есть временной горизонт – до 2016 г. Но это не «Отче наш», какие-то вещи, конечно, можно менять. Если осмысленная отраслевая стратегия потребует, чтобы горизонт приватизации конкретной компании был расширен за пределы 2016 г. (мы работаем как рачительные хозяева в этом смысле), значит, будет принято решение, которое поможет и компании, и государству сделать отдачу от приватизации максимальной.

«Окно» найдется

Нелли Кочеткова, «ВТБ Капитал»: Если вдруг ситуация на рынке в ближайший год не будет благоприятствовать размещению, то каков план «Б»? Ольга Дергунова: Садимся и вместе с правительством и менеджментом принимаем решение, может ли компания получить ресурсы для своего развития иным способом. Каждая из компаний должна быть готова к выходу на рынок. А государство следит за «окнами» и вместе с менеджментом ищет оптимальную точку. Горизонт – до шестнадцатого года. Если компания готова, «окно» всегда найдется.

Ограничить покупки

Филипп Стеркин: Государство решило ограничить покупки госкомпаний и их «дочек». Сейчас они активны в M&A. Ольга Дергунова: Один из первых указов вновь избранного президента содержал четкий императив – подготовить законодательство об ограничении права госкомпаний приобретать активы в России. Это сделано через решения совета директоров, через директивы государства. При этом если госкомпании необходимо приобрести активы за границей, никто не будет мешать ей развиваться. Нам нужны глобальные игроки. Положительный пример – покупка РЖД оператора Gefco (Франция. – «Ведомости»). Отличная сделка, потрясающая синергия для будущей капитализации компании. Можно рукоплескать и ждать, когда государство в процессе приватизации насладится результатами хорошего управления. Ф. С.: Будет ли сокращаться перечень директивных вопросов? О.Д.: Институт директив, когда государство является одним из акционеров, – не самый эффективный инструмент. По мере развития института профповеренных и независимых директоров от директив можно отказываться. Мы бы хотели организовать пилотный проект и отказаться на ближайшем интервале от выдачи директив ряду компаний.

Ольга Дергунова

Родилась в 1965 г. С отличием окончила факультет кибернетики Российской экономической академии народного хозяйства им. Плеханова, затем – аспирантуру. В течение двадцати лет принимала участие в становлении и развитии отрасли информационных технологий в России: в 1994–2007гг. – возглавляла Microsoft в России и СНГ. В 2007 г. стала членом правления ВТБ, в течение трех лет отвечала за работу с крупными корпоративными клиентами. С 2010 г. возглавляла работу с дочерними банками ВТБ и отвечала за укрепление позиций группы ВТБ на рынках. С 2004 г. – участник Форума молодых глобальных лидеров Всемирного экономического форума. 29 июня 2012 г. назначена заместителем министра экономического развития РФ – руководителем Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Может быть, потому что я всего три месяца чиновник и занимаюсь вопросами приватизации, я отношусь к оптимистам: приватизации сегодня в России ничего не мешает. При наличии осмысленных отраслевых стратегий, из которых ясно, зачем мы проводим приватизацию, плана, составленного вместе с компанией, которая четко видит вектор развития, команды профессионалов, которые помогают определить механизмы продажи и провести ее, ну и рыночных условий возникает вопрос: что нужно сделать, чтобы эта модель заработала? И моя задача, а также команды в Росимуществе, в компаниях, в других министерствах и ведомствах – построить процесс, который позволит не просто пополнить бюджет, но и решить еще несколько важных задач.

Задачи приватизации

Первая – направить инвестиции в компанию, чтобы она успешно развивалась по мере выхода государства из ее капитала, платила налоги, создавала рабочие места, привлекала инвестиции. Вторая задача – снижение доли государства и государственных активов на рынке, развитие конкуренции. Третья – вовлечение в хозяйственный оборот используемого государством имущества.

При всей важности и значимости тех тридцати компаний, которым отведена роль флагманов приватизации, – «Совкомфлот», РЖД, Сбербанк, ВТБ, «Уралвагонзавод», ФСК и т.д. – существует колоссальный пласт других активов. В плане приватизации 2500 компаний, которые заслужили такого же вдумчивого отношения. Это пакеты акций компаний, находящихся в разных уголках Российской Федерации, различное имущество. Предпродажная подготовка, определение долгосрочной цели, связь даже маленького актива с целевой стратегией, синхронизация этих действий дадут обществу сигнал, что приватизация делается в его интересах – понятным, предсказуемым способом.

Если же говорить о тридцати крупнейших активах, то с двадцатью пятью из этих компаний мы встретились в первый месяц начала своей работы. На первой встрече отношение было весьма настороженным, поскольку мифологема, что цель государства – продать любой ценой и быстро получить деньги в бюджет, была воспринята менеджментом компаний так же, как и обществом. Государство определило интервал – с 2012 г. по 2016 г. Мне жаль расстраивать тех, кто думает, что у нас есть поквартальный план. Его нет. Главное – выходить на рынок в тот момент, когда и компании, и рынок готовы к этому. В конечном итоге это флагманы российской индустрии. И каждый шаг, который мы будем делать вместе с этими компаниями, я подчеркиваю, вместе с этими компаниями, должен оцениваться не только по тому, сколько заработал бюджет, но и по тому, насколько эффективно может быть реализована долгосрочная стратегия компании после принятого решения.

Сейчас государство привлекает агентов, банкиров, которые проводят экспертизу, помогают определить потенциал компании, подготовить ее к выходу на рынок, совместно разработать «дорожную карту». В этом смысле я активно приветствую тезисы Владимира Ивановича Якунина о том, как готовится «дорожная карта» для РЖД. Я активно приветствую усилия и готовность менеджмента «Совкомфлота». В конечном итоге успешные продажи акций и Сбербанка, и «Апатита», и «СГ-транса» – это результат усилий менеджмента и банков, помогающих компании выйти на рынок в тот момент, когда появилось «окно». Вопрос – как применить такой же подход для оставшихся 2500 компаний? Это требует иных инструментов, готовности людей в регионах точно так же обсуждать отраслевые стратегии.

Инструменты и источники

Здесь я подхожу уже к применению инструментов, которые должны использоваться в процессе отчуждения активов. Безусловно, законодательство, которое писалось в конце 90-х годов, нуждается в изменениях. Тогда люди только в принципе знали о существовании Интернета, не на всех визитках были веб-сайты и уж точно не у всех была электронная почта (говорю по своей предыдущей жизни). И до сих пор способом доставки информации о приватизируемом объекте остается обязательная публикация в бумажном издании – это существенное ограничение и фактор коррупции. Можно разместить информацию о продаже актива в двух экземплярах газеты «Усть-Урюпинская Правда», и никто о приватизации не узнает. Нам придется переходить на новые технологические площадки, использовать новые подходы к продаже имущества, расширять линейку инструментов, источников средств, сеть агентов, которые могут продавать активы. Сегодня обсуждаются инфраструктурные облигации как способ привлечения денег в компанию с использованием пенсионных накоплений. Пенсионные накопления во всем мире рассматриваются как достойный источник финансирования стратегических компаний, долгосрочных денег при гарантированной отдаче от компаний, в которые они вкладывают. Поэтому с одной стороны расширение инструментов, а с другой – источников средств. Сделать это можно только совместными усилиями компаний и государства. Как правильно сказал профильный министр, осмысленность действия является базовой предпосылкой: отраслевые стратегии, целевая функция, совместная работа, ну и последовательное применение тех принципов, о которых мы говорим.