Идеология: Выберите два нужных чемодана и несите их дальше, а с остальными расстаньтесь

Александр Волошин

Родился в 1956 г. Окончил Московский институт инженеров транспорта и Всесоюзную академию внешней торговли. Работал на Московской железной дороге, во Всесоюзном научно-исследовательском конъюнктурном институте (ВНИКИ). В 1993–1996 гг. – президент АО «ЭСТА Корп», в 1996–1997гг. – президент АО «Федеральная фондовая корпорация». В 1997–1998 гг. – помощник руководителя администрации президента, с сентября 1998г. – замруководителя администрации президента. В 1999-2003гг. – руководитель администрации президента. В 1999–2008 гг. – председатель совета директоров РАО «ЕЭС России». В 2008–2010 гг.– председатель совета директоров «Норникеля». С июля 2010г. – руководитель рабочей группы по созданию Международного финансового центра. Председатель совета директоров «Уралкалия».

Чемоданы государства

Филипп Стеркин: Вы бы какие чемоданы предложили оставить? Александр Волошин: Это вопрос для серьезных размышлений, но я согласен с Владимиром Ивановичем {Якуниным}, что это могут быть крупные инфраструктурные компании, где государству сложно через исключительно регулятивные механизмы оказывать серьезное позитивное влияние на управление. Но у нас-то государство занимается всем: оно тараканов в регионах выводит! Мы с вами здесь сидим, а кто-то за государственные деньги ловит тараканов и убеждает всех, что только за государственные деньги можно ловить тараканов. А если приватизировать, то кошмар начнется! Мы от этих тараканов не избавимся! Ф.С.: Ольга Константиновна, а вы какие чемоданы предлагаете оставить? Тоже инфраструктурные? Ольга Дергунова: Я за то, чтобы одним из чемоданов были инфраструктурные компании, по отношению к ним нужен очень специальный подход.

Андрей Рэмович {Белоусов} сказал, что наш стратегический маневр – это постепенное замещение управления через собственность управлением через регулирование. Мы должны понять, что необязательно владеть, чтобы управлять. И научиться это делать. Мы должны постепенно осваивать управление экономикой через инструменты регулирования. А с непосредственным управлением бизнесом – это общепринятая точка зрения – лучше справляются предприниматели.

Из этого не следует, что мы все должны продать в один момент. Так уж получилось, что мы произросли из Советского Союза, где все было государственным. Поэтому, конечно, государство еще не освоило механизм управления через регулирование. Мы учимся, совершаем ошибки, набиваем шишки. Делать это надо осторожно, а применительно к важным инфраструктурным компаниям – особенно осторожно. Но я абсолютно уверен, что по этому пути надо идти, что частная собственность эффективнее государственной.

Еще один аспект. У нас на государстве висит лошадиный груз собственности, с которым оно справиться абсолютно не может. Непосильная ноша! Ни одно самое эффективное правительство с этим не справится! Вы собрались в поездку. У вас две руки и сто чемоданов, и вы бегаете мелкими шажками: перенесете пару, перебежите, потом другую пару – смешите людей, устаете, спотыкаетесь и потеете. Выберите два нужных чемодана и несите их дальше, а с остальными как-то расстаньтесь. Наше государство с этими ста чемоданами никогда не будет эффективным. Можно найти толковых людей, сформировать хорошие управленческие команды в нескольких важных компаниях – это посильная задача для государства. Но управлять этим огромным обозом нет никакой возможности. Мы можем на это закрывать глаза и рассказывать, что готовы расстаться с этими чемоданами только по хорошей цене. О'кей, но тогда будете суетиться, смешить всех, еще долго ожидая хорошую цену, конъюнктуру рынка. Вот это серьезная проблема.