Невидимые зрители

Зрители все чаще смотрят телевизор вне городских квартир: на даче, в барах и ресторанах. Телеканалы пока не «видят» эту аудиторию и не зарабатывают на ней
Трансляции матчей в баре снижают рекламную выручку телеканалов/ С. Коньков/ ИТАР-ТАСС

Во время последней летней Олимпиады аудитория всех телеканалов в Москве выросла на 19% за счет внедомашнего смотрения, подсчитала исследовательская компания TNS (данные по зрителям старше четырех лет за 27 июня – 12 августа). Традиционно главный измеритель российского медиарынка TNS считает аудиторию каналов с помощью счетчиков, установленных на домашних телевизорах. Этим летом компания провела тест с использованием мобильных счетчиков (пиплметров), которые замеряют внедомашнее телесмотрение. Такие счетчики получили 250 москвичей, рассказала директор по телевизионным исследованиям TNS Ксения Ачкасова.

Период теста совпал с Олимпиадой, что, несомненно, сказалось на его результатах, указывает Ачкасова, уровень внедомашнего смотрения во время спортивных мероприятий, очевидно, выше, чем обычно. Неудивительно, что самый большой прирост по зрителям во время теста показал канал «Россия2» – плюс 40% аудитории. «Россия2» (входит в ВГТРК) чаще других эфирных каналов вела трансляции из Лондона, и в итоге даже по домашнему смотрению ее столичная аудитория выросла почти вдвое – до 0,65 млн человек. Как изменилась за счет внедомашнего смотрения аудитория других каналов, а также смотрение в целом за пределами Олимпиады, TNS не раскрывает.

В последние годы аудитория крупнейших спортивных событий снижается (см.врез). В качестве одной из основных причин снижения телерейтингов эксперты называли именно внедомашнее смотрение. Среди россиян становится все популярнее болеть за любимую команду или спортсмена в компании друзей, в гостях или пабе, объясняли они. Во время Евро-2012 в сети столичных пабов «Джон Донн» был постоянный аншлаг, подтверждал их совладелец Митя Борисов.

Представитель TNS отказался сообщить, когда компания начнет регулярные замеры по внедомашнему смотрению, руководители телекомпаний считают, что это нужно делать как можно скорее.

Молодые обеспеченные горожане могут получать медиаконтент в любом месте — на улице, в офисе или баре, в том числе через интернет, отмечает заместитель гендиректора канала НТВ Александр Нечаев. «Но ни каналы, ни рекламодатели до сих пор не могли учитывать такие контакты, – указывает он, – в итоге наиболее востребованные сегменты аудитории исчезают с «радара». И это касается не только спорта».

«Я уверен, что сейчас внедомашнее смотрение превышает по объему просмотр телепередач в сети, а главный источник внедомашнего смотрения даже не бары и рестораны, а дачи», – говорит заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Медников. Измерения показывают, что летом происходит значительный спад смотрения, но на самом деле люди все чаще смотрят телевизор на даче, а TNS этих зрителей сразу теряет, объясняет он. Для нишевых каналов такие «потери» аудитории во время крупных мероприятий еще значительнее, добавил он, в результате рекламные возможности каналов недооцениваются и они недосчитываются доходов.