Конфеты от Чемезова

Гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов уверен, что госкорпорация восстановила порядок на доставшихся ей предприятиях и спасла их от банкротства. Следующий шаг – предложить активы инвесторам

По подсчетам Чемезова, у «Ростехнологий», которые объединяют предприятия ВПК, автозаводы и металлургические комбинаты, всего более 660 предприятий, «но число их все время меняется». По его словам, госкорпорация собирается наилучшим образом использовать огромные инвестиции государства, а именно разместить акции подконтрольных предприятий на биржах и продать часть их бумаг стратегическим иностранным инвесторам.

По замыслу Чемезова эта амбициозная программа – второй этап развития госкорпорации после того, как ей удалось кардинально улучшить финансовое состояние сотен своих «дочек».

Подведомственные предприятия будут консолидированы в 17 холдингов, а доли в них предложены иностранным инвесторам (в том числе через IPO). «Наша задача – нарастить капитализацию этих компаний до максимума, а затем вывести их на рынок. Необходимо очистить их от долгов и непрофильных активов с тем, чтобы они стали интересными для инвесторов <...> Прямо как конфета в симпатичной обертке», – подыскал сравнение Чемезов.

В качестве примера он приводит «АвтоВАЗ»: компания может служить образцом союза с иностранными партнерами. В кризисные 2008–2009 годы правительство выделило на спасение «АвтоВАЗа» $2,5 млрд, а в 2008 г. Renault-Nissan купила 25% его акций за $1,17 млрд. Сейчас Renault-Nissan ведет переговоры о том, чтобы увеличить долю в «АвтоВАЗе» до контрольной. Сделка, как ожидается, будет завершена в начале будущего года.

Некоторые эксперты сомневаются в том, что «Ростехнологии» разумно потратили бюджетные деньги. Чемезов затрудняется назвать точные цифры полученных госкорпорацией средств, включая субсидии, кредиты и гарантии от государства. Но «Ростехнологии» гарантировали социально-экономическую стабильность и безопасность России, исключив ненужную конкуренцию, считает он. Предоставленных «АвтоВАЗу» $2,5 млрд хватило бы, чтобы Ford с нуля построил три менее крупных сборочных производства, говорит один банкир. «Ростехнологии» – это просто черная дыра, где пропадают бюджетные деньги», – считает он.