Ориентиры: Магазины для покупок

Московские потребители, пережившие кризис и искушение западными распродажами, все рациональнее подходят к покупкам в «домашних» торгцентрах.

В районах, удаленных от центра, проектируются и начинают строиться большие (даже по городским меркам) магазины: ГК «Лидер» возводит в Марьине ТРЦ на 130000 кв. м, который будет ориентирован прежде всего на внутренний спрос; «ТПС недвижимость» приобрела участок на Славянском бульваре под строительство ТРЦ на 140000 кв. м, рассчитывая в первую очередь также на спрос близлежащих районов. Впрочем, это не отменяет намерение компании сделать «Славянку» «новой звездой» на рынке шопинга, несмотря на то что до популярного «Европейского» ехать всего пару остановок на метро или несколько минут (без пробок) на машине.

Формирующийся тренд подметили аналитики и девелоперы. Сейчас идет активный поиск новых идей и форматов торговых центров, говорит Лада Белайчук, глава аналитиков Cushman & Wakefield: «Потребители меньше ходят в магазины посмотреть, побродить. Они идут туда покупать – либо товары, либо услуги». Виталий Ус, представитель страховой компании Allianz, в поддержку приводит следующий аргумент: «Растут выпуск кредитных карт и выдача экспресс-кредитов в торговых точках, что свидетельствует о росте либо спонтанных, либо запланированных покупок». В то же время, отмечает Армен Саруханян, гендиректор RD Management Services, покупатели (даже в люксовом сегменте) стали более рационально относиться к затратам: «В 1990-х человек, не глядя на цену, мог скупить все. Сейчас покупатели тщательно оценивают, соответствует ли заявленная цена качеству предлагаемого товара».

По разным оценкам, от 40 до 60% потребителей сначала изучают намеченный к покупке товар в интернете, чтобы потом поехать и быстро взять его «вживую». Минимизировать время, проводимое в магазине, помогут и новые технологии, которые стали внедряться девелоперами. Например, торговый центр Dream House, как обещает управляющая компания, в ближайшее время будет оборудован терминалами с сенсорным экраном, облегчающим навигацию по магазину.

С увеличением числа покупателей, которые знают, что хотят, растет и количество ритейлеров, которые, по словам Белайчук, «хотят развиваться».

«Смена потребительского поведения связана с ужасной ситуацией с трафиком. Люди не то чтобы не хотят куда-то далеко ехать, они не могут никуда доехать», – объясняет расползание торговых монстров по карте столицы один из консультантов. С ним согласен Григорий Длуги, директор по продажам коммерческой недвижимости MR Group: «Напряженно отработав в течение недели, москвичи не готовы проводить выходной день в крупных шопинг-комплексах, расположенных в центре или на МКАД, из-за сложной транспортной ситуации». Сознавая это, компания включила в состав строящегося у ст.м. «Водный стадион» МФК с офисами и апартаментами и торговый центр на 55000 кв. м – у покупателей не будет необходимости тратить много времени на пробки, основной набор необходимых магазинов и предприятий сферы бытовых услуг будет у них в пешей доступности, обещает Длуги.