Видео невидимо

Данные видеонаблюдения, полученные на участках в день голосования на выборах президента, превратились в улики. Теперь эти записи недоступны
С.Кузнецов/ РИА Новости

Суд подмосковного Долгопрудного в декабре рассмотрит иск Александра Подчерняева об отмене на участке №323 результатов голосования на выборах президента в марте 2012 г. Основанием для иска стали подсчеты проголосовавших на участке избирателей, сделанные при помощи камер видеонаблюдения.

Заявитель запросил видеозаписи через портал госуслуг (гражданам предоставляется возможность заказать только 30-минутный отрезок видео, поэтому пришлось сделать много запросов) и посчитал людей, опускавших бюллетени в урну. Камеры зафиксировали 881 голосовавшего. А по данным участковой комиссии, их было 1071 – именно столько бюллетеней согласно итоговому протоколу находилось в стационарных ящиках.

Подчерняев говорит, что в день выборов присутствовал на этом участке как наблюдатель от кандидата Михаила Прохорова и вел подсчет голосовавших; то же делала и член комиссии с совещательным голосом от Геннадия Зюганова Елена Борисова. Их данные совпадают: 866 избирателей. Перед началом официального подсчета голосов, вспоминает Подчерняев, его удалили с милицией, а на избирательном участке на несколько минут отключился свет.

Расхождение в данных видеофиксации и ручного подсчета (881 против 866) Подчерняев объясняет человеческим фактором: ручной подсчет голосов не бывает точным.

По мнению Подчерняева, несоответствие данных видеофиксации официальным – признак фальсификации, оно должно стать основанием для отмены итогов выборов. Он апеллирует к Владимиру Путину, который признал, что на выборах нарушения были, и велел их выявлять.

Даниил Липин, юрист проекта «Гражданин наблюдатель», где Подчерняеву помогали готовить иск, говорит, что схожая картина обнаружилась при изучении видеозаписей с участков №341 (голосовало 1806 человек, насчитали 2137 бюллетеней) и №318 (240 голосовавших и 302 бюллетеня).

Эксперт по выборам Александр Кынев отмечает, что это первый известный ему случай, когда доказательной базой фальсификаций становится несоответствие официального числа бюллетеней и числа избирателей, зафиксированных видеокамерами. До сих пор не согласные с итогами выборов ссылались на несоответствие официальных итогов голосования и данных в копиях протоколов, на процедурные нарушения, зафиксированные наблюдателями, на подкуп избирателей и др.

Теперь все зависит от того, признает ли суд видеоматериалы доказательством, считает Кынев. Из примерно сотни дошедших до суда исков о нарушениях на выборах удовлетворены единицы (см. врез). Суды под разными предлогами игнорировали даже цифры в официальных документах: называли протоколы «тренировочными» или говорили о технических ошибках. Очень интересно, как они будут опровергать видео, риторически спрашивает Кынев.

Продолжить изыскания наблюдателям не удалось. Вскоре после того как первый иск поступил в суд, госуслуга фактически перестала предоставляться: не отображается видео, а заявки сохраняются в этом статусе дольше максимально возможного срока ответа госоргана – 30 дней.

«Гражданин наблюдатель» готовит жалобу в суд – на непредоставление госуслуги.

Член Центризбиркома Игорь Лопатин советует в случае проблем с доступом к видеозаписям обращаться непосредственно в ЦИК: комиссия может сама затребовать видеоматериалы, причем получит их в течение пяти дней, а не 30. По словам Лопатина, ситуации, когда граждане испытывают проблемы с доступом к сделанным на участках видео, нечасты, но такое случается. «С одним таким случаем мы подробно разбирались, поскольку заявитель был уверен: недоступны именно данные, свидетельствующие о нарушениях. Но в итоге выяснилось, что проблемы носили технический характер: либо в запросе содержались неточности, либо запрашивалось видео с участков, где видеозапись не велась, – из больницы, сизо и т.д.», – объясняет Лопатин и заверяет, что запросить видеозапись может сам суд, если сочтет нужным.

Представитель Минкомсвязи Екатерина Осадчая подтверждает, что доступ к записям с видеокамер возможен – по закону они хранятся в течение года – и что заявки должны удовлетворяться в течение 30 дней. Почему в данном случае истцы не получили никакого ответа, она не знает, но напоминает, что за техническую поддержку портала госуслуг отвечает «Ростелеком».

Представитель «Ростелекома» Кира Кирюхина называет всего несколько ситуаций, когда видеозаписи, заказанные зарегистрированным пользователем портала, могут оказаться недоступными: первая – если записи оказались украдены, вторая – если при обработке заказа произошел технический сбой (пожар, отключение электроэнергии и т.п.) и третья – если произошло несанкционированное вмешательство третьих лиц (DDoS-атака и т.п.). Но пользователь все равно уведомляется о том, что его заказ не исполнен, с объяснением причины, уверяет Кирюхина.

Если Подчерняев выиграет дело и выборы на участке будут признаны фальсифицированными, избиркомы всех уровней (вплоть до ЦИК) должны внести изменения в итоговые протоколы. На окончательный результат выборов это никак не повлияет, говорит Кынев.