Итоги: Формируется единая судебная практика

Антимонопольное регулирование направлено на защиту конкурентной среды в экономической сфере, и особое значение для достижения этой цели имеет судебная практика. За последние несколько лет количество дел с участием антимонопольных органов, рассмотренных арбитражными судами, неуклонно растет. Следует отметить, что судебная практика сыграла не последнюю роль при разработке изменений, внесенных в действующее законодательство, которые называют третьим антимонопольным пакетом. Формируются единые правовые позиции, которые являются главным ориентиром в правоприменительной практике не только для судов и государственных органов, но и для хозяйствующих субъектов.

Можно привести в качестве примера несколько постановлений президиума ВАС РФ, принятых по делам с участием антимонопольных органов в текущем году, в которых сформированы правовые позиции.

Например, в постановлении президиума ВАС РФ от 05.06.2012 №17635/11 указано, что антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. Отменяя решение и предписание антимонопольного органа, президиум ВАС РФ отметил, что у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемых актов, в которых содержится вывод об отсутствии юридической силы договоров.

В постановлении президиума ВАС РФ от 28.02.2012 №8433/11 содержится правовая позиция, касающаяся применения п.10 ч.1 ст.10 закона о защите конкуренции, касающегося нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно указанному постановлению применение одного из тарифов, установленных уполномоченным органом, не связанное с включением в расчет оплаты дополнительных платежей, не является нарушением порядка ценообразования; кроме того, контроль за применением регулируемых цен на электрическую и тепловую энергию не относится к компетенции антимонопольного органа (относится к полномочиям Федеральной службы по тарифам).

Постановлением президиума ВАС РФ от 30.07.2012 №991/12 поддержан вывод антимонопольного органа о наличии нарушения п.3 ч.1 ст.10 закона о защите конкуренции в связи с навязыванием пассажирам услуг добровольного страхования при оказании услуг по продаже билетов.

В постановлении президиума ВАС РФ от 13.12.2011 №11132/11 определена практика, связанная с порядком расчета административного штрафа, предусмотренного ст.14.31 КоАП РФ. Расчет штрафа производится от выручки правонарушителя за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 17.04.2012 №16679/11 согласился с позицией антимонопольного органа о необходимости соблюдения специальных требований антимонопольного законодательства к договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, в том числе при заключении договоров, влекущих переуступку прав на аренду такого имущества.

В постановлении президиума ВАС РФ от 22.05.2012 №15805/11 даны разъяснения относительно определения информационного характера сведений, которые не могут быть отнесены к рекламе.

Президиум ВАС РФ указал, что антимонопольный орган неправомерно признал рекламой информацию, размещенную на конструкции у входа в организацию рядом с вывесками о наименовании и режиме работы, поскольку спорная конструкция содержала сведения, носящие информационный характер о деятельности юридического лица.

Необходимо также отметить, что в этом году ВАС РФ приняты решения по заявлениям юридических лиц к ФАС.

Например, решением ВАС РФ от 29.03.2012 №ВАС-16112/11 признано недействующим письмо ФАС России от 23.05.2011 №ИА/19713 «О разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» по вопросу размещения заказа на строительство объекта под ключ». Еще одно решение ВАС РФ – от 03.07.2012 №ВАС-4065/12, признано недействующим письмо ФАС России от 23.05.2011 №ИА/19712 «О разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части правомерности объединения в один предмет торгов работ по подготовке проектной документации и работ по организации строительства».

В этих решениях в том числе указано на отсутствие в действующем законодательстве положений, определяющих компетенцию ФАС России по разъяснению законодательства о размещении заказов.