Тема дня: Контроль за сделками недостаточно строгий
М. Новиков
ООО «Антимонопольное консультирование» (Antitrust Advisory)
Юридическая фирма. Совладельцы (данные ЕГРЮЛ): генеральный директор Евгений Хохлов (100%). Зарегистрирована в июле 2012г.
Исходя из анализа опубликованных на сайте ФАС России решений, антиконкурентными последствиями в результате сделок экономической концентрации наиболее часто признаются возникновение доминирующего положения; усиление доминирующего положения; появление вертикальной интеграции; нарушение запретов на совмещение отдельных видов деятельности (например, в сфере электроэнергетики). При этом, как правило, анализ последствий сделки для конкуренции ограничивается структурными аспектами существования рынка, в частности: определением границ рынка; рыночными долями сторон сделки; уровнями концентрации; вертикальной интеграцией; барьерами входа на рынок (хотя и далеко не во всех случаях).
Представляется, что с точки зрения общей направленности антимонопольного контроля на защиту конкуренции следовало бы также более полно анализировать последствия сделок для рынков в динамике, в том числе:
– вероятность входа на рынок новых субъектов и ввода новых мощностей;
– противовесную силу покупателей/поставщиков;
– появление или усиление координационных эффектов (коллективного доминирования) в результате сделки;
– влияние выдаваемых по сделкам условий/предписаний на рынок;
– положительные эффекты для конкуренции.
Из всего перечисленного ФАС России анализирует вероятность входа новых субъектов на рынок и положительные эффекты (но только по наиболее крупным сделкам), тогда как остальные аспекты анализируются не в полной мере. Это говорит о том, что стандарты экономического анализа антимонопольными органами сделок экономической концентрации еще должны совершенствоваться.
Исходя из анализа опубликованных решений, ФАС России придерживается следующих принципов при принятии решений по сделкам с антиконкурентными последствиями:
– отказ в согласовании сделки по сущностным основаниям выносится в исключительных случаях (отказы по сущностным основаниям составляют значительно менее половины от общего числа отказов по сделкам, число которых, в свою очередь, составляет всего 2% от принятых по сделкам экономической концентрации решений);
– заметно предпочтение поведенческих, нежели структурных условий/предписаний;
– также отдается предпочтение последующим, а не предварительным условиям/предписаниям (даже после вступления в силу третьего антимонопольного пакета, которым была введена возможность выдачи предварительных условий по любым видам сделок).
Возникает вопрос: насколько эти принципы способствуют защите конкуренции и не приходится ли тратить больше усилий в последующем, когда на рынке происходят нарушения, которые можно было бы избежать при более строгой политике в сфере контроля за экономической концентрацией?
Из анализа решений ФАС России по сделкам экономической концентрации следует, что большинство поведенческих предписаний фактически воспроизводят запреты для доминирующих субъектов, которые они должны и так соблюдать в соответствии со ст.10 закона о защите конкуренции. Также поведенческие предписания в основном касаются рынков, смежных с тем, на котором имеются антиконкурентные последствия, тогда как следовало бы более активно защищать конкуренцию именно на основном рынке.
Помимо указанных выше аспектов на практике также имеются следующие проблемы:
– антимонопольные органы рассматривают большое количество сделок и уделяют значительное внимание технической стороне процесса, вследствие чего снижаются стандарты экономического анализа;
– как правило, в решениях ФАС России отсутствует перспективный анализ антиконкурентных последствий сделок;
– текст решений не отражает проведенного антимонопольного анализа;
– предписания сформулированы общим образом, что зачастую вызывает у хозяйствующих субъектов вопросы применительно к их исполнению;
– не все решения по сделкам экономической концентрации публикуются.
На основе анализа лучших мировых практик в области контроля за экономической концентрацией можно предложить следующие направления совершенствования российского законодательства и правоприменения:
– необходимо концентрироваться на анализе наиболее крупных слияний;
– стоит более активно использовать структурные предписания, в том числе предварительного характера;
– поведенческие предписания должны формулироваться более четким образом;
– хозяйствующим субъектам следует занимать более активную позицию в процессе согласования сделок;
– следует предусмотреть более открытую процедуру учета позиции третьих лиц, а также комиссионный порядок принятия решений по наиболее крупным сделкам.