Итоги: Новый уровень борьбы с картелями

В числе основных результатов деятельности ФАС в 2012 г. – достижение качественно нового уровня работы по противодействию картелям, иным антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям. Это является следствием целенаправленной и комплексной работы антимонопольных органов в данном направлении.

Выход на новый уровень стал возможен благодаря следующему:

– вступлению в начале года в силу третьего антимонопольного пакета, в составе которого законы «О внесении изменений в федеральный закон «Озащите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ» (от 06.12.2011 №401-ФЗ) и «О внесении изменений в КоАП» (от 06.12.2011 №404-ФЗ),

– созданию системы противодействия картелям, иным антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям (далее – система противодействия картелям).

Одним из важных результатов принятия третьего антимонопольного пакета стало введение в отечественное законодательство понятия «картель», определение которому дано в ч.1 ст.11 закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»: «Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками)».

Запрет на картели является безусловным или запретом per se, т.е. правоприменитель не должен устанавливать вредоносное воздействие картеля на конкуренцию. Достаточно квалифицировать такое соглашение как незаконное по формальным основаниям – по цели соглашения и природе отношений конкурентов.

Таким образом, отечественная правовая база по данному вопросу гармонизирована с нормами международного права.

О создании системы противодействия картелям свидетельствуют следующие факты:

1) в ФАС создана специализированная структура, включающая управление по борьбе с картелями и группы специалистов в территориальных органах, основной задачей которых является противодействие картелям, другим антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям;

2) разработаны необходимые правовое и методическое обеспечение;

3) созданы и внедрены в практику работы антимонопольных органов специальные инструменты по доказыванию картелей, в числе которых внезапные проверки, с использованием процедуры осмотра территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица (за три года проведено более 150 проверок); освобождение от ответственности за участие в картеле в соответствии с примечанием к ст.14.32 КоАП (этой нормой воспользовались в 2010 г. 19 юридических лиц, в 2011 г. – 23); электронные доказательства (интернет-сайты; интернет-провайдеры; операторы электронной торговой площадки; операторы связи; теле-, радиокомпании; теле-, радиопередачи; видео-, фотоизображения, аудиозаписи; компьютеры; специальное оборудование «Поиск», позволяющее осуществлять копирование информации, содержащейся на различных электронных устройствах, с последующей ее дешифровкой и восстановлением уничтоженных файлов); официальные объяснения от физических лиц.

Именно эти обстоятельства позволили руководителю ФАС Игорю Артемьеву на заседании коллегии службы (12.09.2012, г. Казань) отметить, что «ФАС все больше будет становиться силовым органом <...> Это веление времени».

Наличие указанных «сил и средств» позволило в последнее время обеспечить расследование ряда дел о картелях в социально значимых сферах экономики и прилечь их участников к установленной законом ответственности. Но антимонопольное расследование дел о картелях – сложный и длительный процесс, существенное влияние на который оказывает в том числе неоднозначная практика рассмотрения картельных дел в арбитражных судах.

Ближайшие задачи

Постановлением коллегии ФАС России 12.09.2012 определена дальнейшая стратегия развития, предусматривающая в том числе следующие меры:

– формирование совместно с Верховным судом РФ и МВД механизма эффективного расследования ограничивающих конкуренцию соглашений (картелей);

– внесение изменений в законодательство об оперативно-розыскной деятельности для дополнения его новым основанием, позволяющим осуществлять оперативно-розыскную деятельность по запросам антимонопольного органа при расследовании картелей, а также включение антимонопольных органов в качестве получателей результатов оперативно-розыскной деятельности;

– ликвидацию правового пробела, не позволяющего пока освобождать от уголовной ответственности лиц, которые в ходе антимонопольного расследования осуществили явку с повинной, т.е. воспользовались примечанием к ст.14.32 КоАП;

– установление, что поводом к возбуждению уголовного дела о преступлении, предусмотренном ст.178 УК РФ, служат только те материалы, которые направлены антимонопольными органами в соответствии с законодательством о защите конкуренции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

– организацию мониторинга за деятельностью территориальных органов в области противодействия картелям;

– улучшение качества судебной защиты решений ФАС России по делам о картелях;

– организацию системы повышения квалификации по актуальным проблемам борьбы с картелями;

– организационно-штатное и материально-техническое укрепление деятельности антимонопольных органов по противодействию картелям.

Хотелось бы отметить, что благодаря работе ФАС опровергнут ряд стереотипов о картелях, который тиражировался некоторыми высокопоставленными экономистами, в том числе путем включения в официальные документы. Например, «Программа развития конкуренции в РФ» (распоряжение правительства от 19 мая 2009 г. №691-р) содержит следующие утверждения: «...Случаи пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов (картелей) <...> не часты, что объясняется <...> тем, что подобные соглашения являются редким явлением. Картельные соглашения всегда неустойчивы...»

Практическая деятельность специалистов антимонопольной службы окончательно похоронила подобные представления о «редкости» и «нехарактерности» картелей для российской экономики. Установлено, что картели тесно связаны с другими язвами рыночной экономики – коррупцией, искусственными административными барьерами и т.д.

Это диктует необходимость дальнейшего развития и укрепления системы борьбы с картелями в РФ.