Итоги: Усиление ФАС – ошибка

ООО «Пепеляев групп»

Юридическая фирма. Совладельцы (данные ЕГРЮЛ на 20 августа 2010г.): Сергей Пепеляев (100%). Финансовые показатели (2011г.): выручка – 876,5 млн руб., чистая прибыль – 3,9 млн руб.

Сейчас активно обсуждается разрабатываемая ФАС России «дорожная карта» – документ, представляющий собой программу мероприятий по развитию конкуренции на 2013–2018 гг. «Дорожная карта» предусматривает повышение административной, функциональной и финансовой независимости ФАС России, фактически обозначающее передачу ведомству функции по выработке антимонопольной политики России. Чем грозит наделение ФАС дополнительными полномочиями и повысит ли оно эффективность антимонопольной политики?

В системе органов исполнительной власти в России выделяются министерства и федеральные службы/агентства, занимающиеся выработкой государственной политики и разработкой подзаконных актов, и службы и агентства, контролирующие соблюдение законодательства в определенной сфере. Подобное разделение функций вызвано конституционной необходимостью разграничения нормотворческих и исполнительно-распорядительных и контрольных функций.

Едва ли не единственное исключение из этого правила представляет собой ФАС России, на которую возложены практически все функции государственного управления. Ведомство создает нормативную базу путем издания подзаконных актов в сфере антимонопольного регулирования, осуществляет контроль за соблюдением им же установленных норм, а также применяет меры государственного принуждения, в том числе привлекает к административной ответственности, т. е. часто оказывается «судьей в собственном деле». Эта существенная сама по себе проблема усугубляется двумя дополнительными обстоятельствами.

Во-первых, антимонопольному законодательству присуща уникальная для российской правовой системы структура: в подавляющем большинстве случаев под запрет подпадает не само действие, а эффект, к которому действие может привести. Это существенным образом повышает значимость разъясняющих закон подзаконных актов: для того чтобы понять, какие действия запрещены, компания должна не только и не столько ознакомиться с нормой закона, сколько изучить инструкции, разъяснения, методические рекомендации ФАС России.

Во-вторых, ответственность за нарушения антимонопольного законодательства является беспрецедентной. Оборотные штрафы могут достигать 15% от годового оборота компании-нарушителя, менеджерский состав такой компании может быть подвергнут уголовному наказанию. При этом и установление факта нарушения, и привлечение к административной ответственности является вотчиной ФАС России.

В сложившейся ситуации наделение ФАС России дополнительными полномочиями приведет к окончательной изоляции ведомства, делая его «государством в государстве».

Не следует забывать, что антимонопольная политика является частью общей социально-экономической политики государства, она должна осуществляться последовательно и быть синхронизирована с осуществлением иного государственного регулирования в социально-экономической сфере: налогового, таможенного, гражданско-правового, административного, уголовного, отраслевого. Силами ФАС России данная задача разрешена быть не может.

В этом смысле остается признать, что набирающий обороты курс на дальнейшее расширение полномочий ФАС России является скорее ошибкой, чем достижением.