Прошлое мешает налогу

Замена 18%-ного НДС налогом с продаж может потребовать увеличения ставки последнего до 75%, считают в Минфине, ссылаясь на прошлую статистику

Дискуссию о частичной или полной замене НДС налогом с продаж открыл во вторник премьер Дмитрий Медведев. Он пообещал обсудить, «что лучше», на совещании в правительстве 26 декабря. Налог с продаж уже действовал в России в 1998–2003 гг., тогда он взимался как региональный налог (в большинстве субъектов – 5%) одновременно с федеральным 20%-ным НДС. «У НДС всегда был влиятельный противник в лице Минфина, и у Минфина всегда были серьезные доводы, – заметил Медведев, – но тем не менее мне кажется, что надо еще раз обсудить эту тему».

Как сказал «Ведомостям» замминистра финансов Сергей Шаталов, если учитывать статистику сбора налога с продаж в России в последний год его действия (2003 г.), то для замены НДС потребуется установить его на уровне 75%. Конечно, если налоговая база с того времени не изменилась, оговорился он.

Сборы налога с продаж в 2003 г. составляли 56 млрд руб. против 882 млрд руб. НДС. По словам директора департамента Минфина Ильи Трунина, в 2000–2002 гг. доходы от налога с продаж составляли не более 0,5% ВВП при ставке 5%, т.е. доля ВВП, облагаемая налогом, была лишь 10% ВВП. При этом только розничный товарооборот без учета стоимости услуг составлял до 34% ВВП. База с тех пор скорее всего изменилась. По данным Nielsen, доля современной торговли (не рынки и небольшие магазины) в продажах продовольственных товаров в 2005 г. составляла 23%, в 2012 г. – 59%.

По словам Шаталова, премьер-министр на совещании четыре раза спросил членов РСПП, чего они хотят – НДС или налога с продаж. Ответ был: НДС, «потому что привыкли, потому что знаем, как работать в этой системе», говорит он. Это так, причина не только в стабильности, за последние годы администрирование налога заметно улучшилось, объясняет президент РСПП Александр Шохин. Еще шесть лет назад возврат налога затягивался на многие месяцы, теперь у крупного бизнеса этих проблем нет, говорит он. Правда, они могут быть у среднего и малого бизнеса, поэтому нужно обсудить вопрос с ним, добавляет он.

А вот замминистра Сергей Беляков заявил вчера, что снижение НДС либо его полная отмена – хороший ход для поддержки высокотехнологичного бизнеса со значительной добавленной стоимостью (цитата по «Интерфаксу»). В пример он привел Японию, где низкая ставка налога НДС (5%, правда, власти страны собираются ее повышать. – «Ведомости»). При этом Беляков отметил, что в случае отмены НДС и введения налога с продаж существенно пострадают экспортеры (сейчас им возвращают НДС).