Личный коуч: Расскажи историю, и я скажу, кто ты

Мария Макарушкина/ Из личного архива

«Можно ли при общении с человеком определить, как он мыслит?» – этот вопрос я часто слышу от самых разных клиентов. Действительно, понимание особенностей мышления собеседника помогает во многих случаях: оперативно выстроить грамотную тактику в процессе переговоров, оценить кандидата на собеседовании, быстро решить важную интеллектуальную задачу с коллегой из смежного подразделения. Конечно, речь не является прямой проекцией мышления. Есть множество фактов, в том числе мыслительная деятельность слепоглухонемых, говорящих о существовании невербального мышления. К тому же мыслительный процесс гораздо сложнее, глубже, интереснее, чем его вербальное отражение.

Простой пример: есть люди, которые отвечают на любые содержательные вопросы медленно, выдержав определенную паузу. Означает ли это, что они медленно думают? Отнюдь. Во многих случаях такие паузы – лишь способ выбрать из моментально рождающихся идей именно ту, которая в данном случае наиболее точна. В других – это попытка структурировать большой объем мыслей, который возникает в ответ на ту или иную проблемную ситуацию. В третьих же случаях паузы действительно указывают на скудность мыслей, неповоротливость интеллектуальной деятельности.

Итак, давайте подумаем, какие особенности мышления человека можно оценить через свободный разговор.

Один из самых простых для оценки параметров – структурированность и логика. Если человек рассуждает логично, его идеи ясны, понятны, непротиворечивы, то он и мыслит ясно. А если говорит сумбурно, судорожно перескакивает с одной мысли на другую, то его мышление столь же путано и хаотично.

Следующий параметр – ассоциативность мышления. Оно полезно людям творческим, но служит ограничителем в тех областях, где требуются ясность и точность. Вот пример почти дословных рассуждений человека, обладающего ассоциативным мышлением: «Я стал работать в PR-агентстве. Кстати, оно располагалась недалеко от дома, где жил артист Петровский. Помните его? Вообще, наши военные фильмы – величайшее достояние страны. А какие еще достояния? В советские времена были патриотизм, высокая нравственность. А современное общество?» От разговора о новой работе он ушел по цепочке ассоциаций к проблемам современного общества, которые никто с ним в тот момент обсуждать не собирался.

Легко заметить и образность мышления. «В процессе обучения у меня будто вскрыли черепную коробку, все там вымыли, разложили по полочкам, добавили новых смыслов» – так описал учебу по программе МВА один менеджер. А вот свидетельство метафоричности мышления. «Я как кот, слизавший чужие сливки», – признавался сотрудник отдела информационных технологий, подсмотревший у конкурентов интересную идею.

Конкретность и абстрактность мышления тоже можно наблюдать, прислушиваясь к тому, что и как человек говорит. «Я обсудил производственный вопрос, принял решение, поставил задачу, проконтролировал, получил результат, кого-то поощрил, кого-то наказал», – в подобных суждениях все наглядно, конкретно, максимально доступно для понимания. А вот примеры умения мыслить абстрактно: «Я постоянно задумываюсь о смысле своей работы, насколько этот смысл соответствует моим ценностям»; «Мне не хватило тогда личностной зрелости, чтобы простить и отпустить»; «Меня всегда увлекала категория бессознательного» и т.д.

Когда человек говорит: «Я сразу стал осматриваться – что тут можно улучшить, что интересного привнести», то скорее всего его мысль работает в творческом направлении. И по окончании разговора всегда есть возможность оценить, удалось ли этому человеку нас удивить, изменить, хотя бы в малом, наши суждения и взгляды. Если да, то, без сомнения, он не лишен творческого духа.

Развитое аналитическое мышление проявляется, когда человек склонен рассматривать с разных сторон то, что он делает, определять суть явлений, проблем. Системно же мыслящие люди всегда стараются описать ситуацию целостно, находят подчас неочевидные с первого взгляда закономерности и взаимосвязи.

В разговоре мы также можем оценить наличие перспективного мышления – насколько человек думает о будущем, упоминает о потенциальных последствиях своих решений.

Конечно, в тонком вопросе оценки людей необходимо избегать скоропалительных выводов, тем не менее опытный руководитель должен уверенно использовать на деле поговорку «расскажи мне свою историю, и я скажу, кто ты».