Скрылся от господдержки

Предмет гордости многолетнего руководителя Deutsche Bank Йозефа Акерманна – то, что банк даже в острую фазу кризиса не просил господдержки, – мог быть достигнут за счет сокрытия убытков на $12 млрд. Так ли это, выясняют регуляторы
Bloomberg

Три бывших сотрудника Deutsche Bank подали жалобы регуляторам, включая Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC), рассказали FT люди, знакомые с ситуацией. Авторы утверждают, что банк неправильно оценил гигантскую позицию по производным инструментам – так называемым суперстаршим нотам с кредитным плечом. По номиналу размер позиции составлял $130 млрд, но по рыночным ценам – гораздо меньше: настолько, что, оцени банк ее так, как требовали правила, его убыток составил бы до $12 млрд и его капитал упал бы так сильно, что для выживания ему потребовалась бы госпомощь, утверждается в жалобах. Вместо этого трейдеры банка с ведома топ-менеджеров в 2007–2009 гг. якобы не переоценили позицию «по рынку» и не включили эти убытки в отчетность.

Залог успеха. Йозеф Акерманн

руководитель Deutsche Bank. «То, что мы никогда не брали никаких денег от правительства, с репутационной точки зрения сделало нас столь привлекательным банком для столь большого количества клиентов по всему миру, что мы бы очень не хотели от этого отказываться» февраль 2012 г.

Два бывших сотрудника Deutsche Bank также утверждают, что банк неправильно учел стоимость страховок по некоторым торговым позициям, которые в 2009 г. ему предоставила Berkshire Hathaway Уоррена Баффетта. Ранее об этих страховках не было известно.

Этим обвинениям уже 2,5 года и банк в 2011 г. сообщал о них, говорится в заявлении Deutsche Bank, по ним было проведено «тщательное и обстоятельное [внутреннее] расследование» и они были признаны «абсолютно безосновательными», потому что делали их «люди, напрямую не располагавшие ключевыми фактами и информацией и не связанные» с описываемыми событиями. По данным WSJ, SEC проводит расследование в отношении Deutsche Bank.

Руководство Deutsche Bank, прежде всего его бывший гендиректор Йозеф Акерманн, всегда гордилось, что банк оказался одним из немногих, кто не получал помощь государства. Deutsche Bank не брал даже трехлетние кредиты Европейского центробанка, которые ЕЦБ год назад раздавал под 1% годовых (всего банки тогда заняли у ЕЦБ более 1 трлн евро). В острую фазу кризиса в 2008 г. Deutsche Bank все-таки прибег к антикризисным кредитам ФРС. Она обещала заемщикам сохранить конфиденциальность, но через несколько лет под давлением СМИ назвала их. Возмущение тем, что ФРС спасала банки, в том числе иностранные, «заставило нас выучить этот урок», говорил Акерманн.

В США власти выделили на помощь банкам $700 млрд, правительство Германии выдало второму по величине банку страны – Commerzbank – 18,2 млрд евро за 25% акций. Банки, получившие господдержку, находились под более пристальным контролем, им запрещалось выплачивать дивиденды и бонусы.

Deutsche Bank в 2008 г. понес 3,9 млрд евро убытка, но в 2009 г. вернулся к прибыли.

Его бывшие сотрудники предоставили SEC внутренние документы банка, пишет FT. Два из них говорят, что их заставили уйти из банка, потому что они сообщали о нарушениях службе внутреннего контроля и настаивали на расследовании. Риск-менеджер Эрик Бен-Артци был уволен через три дня после подачи жалобы в SEC. В жалобе в министерство труда он называет это местью за его позицию.

«Инстинкт самосохранения может быть сильным стимулом [для нарушения правил], и Deutsche Bank перешел черту», – говорит Джордан Томас, директор практики по помощи информаторам юрфирмы Labaton Sucharow, представляющей интересы Бен-Артци.