«Хотим работать с местными поставщиками», - Ян Хендрик Мор, вице-президент Claas

Вице-президент Claas рассказывает, чем руководствуется компания, принимая решение увеличить инвестиции в Россию в 6 раз
Ян Хендрик Мор, вице-президент Claas/ М. Стулов/ Ведомости

1988

конструктор в компании Claas, Харзевинкель

1995

руководитель разработки и предсерийного производства двигателей в Claas, Падерборн

1997

руководитель производства Claas в Америке, Омаха

2002

руководитель производства самоходных уборочных машин Claas, Харзевинкель

2011

вице-президент Claas по сбыту и сервису

Два года до юбилея

Claas создавалась как семейный бизнес и остается таковой до сих пор. В 1914 г. братья Август и Франц Клаасы основали фирму Gebruder Claas. Ее первой продукцией были сноповязалки, сейчас компания выпускает комбайны, тракторы, пресс-подборщики и другую технику. У нее 14 заводов, расположенных в Европе, Америке, Азии. Ведомости

Россия – один из основных рынков для машиностроительной группы Claas, рассказал в интервью «Ведомостям» член семьи Клаас, вице-президент и член правления группы Claas Ян Хендрик Мор. В 2005 г. компания организовала крупноузловую сборку в России – в Краснодаре. В Россию Claas вложила 20 млн евро, а в ближайшие три года в развитие предприятия и переход на полный цикл будет инвестировано еще 120 млн евро.

– Россия вступила в ВТО. Планируете ли вы изменить структуру продаж, например, увеличив импорт?

– Нет, импорт мы не будем наращивать. Мы хотим увеличить уровень локализации, и вступление в ВТО на это не влияет.

Вступление России в ВТО имеет много нюансов, один из них – сдержанность в покупке импортной техники, так как сейчас можно больше надеяться на снижение таможенных тарифов и, соответственно, цен. Но вступление в ВТО положительно скажется на тех, кто инвестирует в Россию.

– Российские власти весной 2013 г. могут ввести утилизационный сбор на сельхозтехнику. Как это повлияет на ваш бизнес?

– Эта мера касается импортированной техники. Те, кто производит технику в России, получат преимущество.

– Как вы оцениваете текущую ситуацию на российском рынке?

– Наши дилеры и фермеры настроены оптимистично. Цены на зерно, кукурузу находятся на высоком уровне, и в 2013 г. ожидается увеличение объема инвестиций [в закупку техники].

– Почему для создания производства в России вы в свое время выбрали именно Краснодар? Регион вам удобен с точки зрения логистики или рынка сбыта?

– Краснодарский край – самый высокопродуктивный регион в России, здесь возделывается около 10% зерновых культур России. И урожаи в Краснодарском крае выше, чем в других регионах России. Это повлияло на наше решение, которое мы приняли 10 лет назад. Регион удобен и с точки зрения логистики: здесь развиты все виды транспорта, относительно недалеко расположен порт Новороссийска.

– Сколько вы уже инвестировали в свой российский завод, какова дальнейшая инвестпрограмма?

– Мы инвестировали в производство в России уже около 20 млн евро, не считая оборотных средств, инвестиций на развитие дистрибуции и т.д. Наш завод в Краснодаре производит весь модельный ряд зерноуборочных комбайнов Tucano и собирает тракторы Axion850, Xerion3300/3800. В ближайшие три года инвестируем еще 120 млн евро в развитие своего производства в Краснодаре и в развитие сбыта. Объемы выпускаемой техники здесь будут увеличены, продуктовая линейка машин – диверсифицирована, а производство большинства комплектующих – локализовано. Мощность по выпуску комбайнов к 2015 г. может вырасти до 1500–2000 шт. Параллельно продолжится выпуск тракторов. Цель – перейти на полный цикл производства.

В планах компании – создание цеха металлообработки (раскрой, изгиб, сварка), окрасочного цеха и линии сборки. Количество персонала на заводе в Краснодаре планируется увеличить до 500–600 человек. Параллельно будем инвестировать в создание новых обучающих центров и складов запасных частей в различных регионах страны.

Предварительные работы по созданию второй очереди завода начались еще в 2010 г. с приобретением дополнительного земельного участка площадью 50 га. Осенью 2012 г. компания планирует завершить проектные работы и весной 2013 г. приступить непосредственно к строительству.

– Как при этом изменится уровень локализации?

– Сейчас уровень локализации – около 20%, после введения полного цикла производства будет более 50%. Мы хотим работать с местными поставщиками – и уже работаем, но в то же время хотим привлечь и европейские компании инвестировать и создавать тут рабочие места.

– Какова доля России в общем объеме продаж техники Claas?

– Ввиду экономического кризиса эта цифра сейчас очень колеблется. Примерно 50% объема приходится на страны Западной Европы, оставшаяся доля – на другие страны всего мира.

– Сколько вы сейчас продаете на российском рынке комбайнов и тракторов? Какой прогноз на 2012 г.?

– Компания никогда не производит технику на склад, весь план производства строится из конкретных заказов, в нашем случае – дилеров. В 2011 г. в России мы выпустили более 600 машин.

– Какую долю российского рынка вы занимаете в сегментах сельскохозяйственных комбайнов и тракторов среди всех производителей?

– В секторе комбайнов – около 10%. В 2011 г. мы вышли в сегмент мощных тракторов, доля пока незначительна – 1–2%, но продажи растут. Мы рассчитываем увеличить долю, расширяя производство и модельный ряд, дилерскую сеть, увеличивая количество складов запасных частей, учебных центров.

– Планируете ли вы создавать в России альянсы, совместные предприятия с другими производителями?

– У нас есть опыт партнерства – альянсы созданы в Аргентине, Северной Америке, Корее. Но в России мы пока одни. На местном рынке достаточно много фирм, которые одни. Варианты альянсов мы пока не рассматриваем, но в будущем планируем вернуться к этому вопросу.

– А есть ли планы покупки производственных активов других компаний в России?

– В данный момент нет. В ближайшие годы мы будем заниматься развитием собственного завода в России, в который мы, как я уже говорил, инвестировали 20 млн евро. Это значительная сумма.

– Как вы оцениваете уровень производства сельхозтехники в России?

– В России существует живая конкуренция. Мы все знаем друг друга. Многие предприятия в течение 30 лет не развивались, но в последние годы наблюдается положительная тенденция. Российские производители заметно улучшили свою технику.

– Вы рассматриваете эти предприятия в качестве своих конкурентов?

– Мы работаем в разных классах. К примеру, есть клиенты, которые покупают Mercedes, есть те, кто покупает Lada. Но, учитывая динамику развития предприятий, мы серьезно рассматриваем их в качестве наших конкурентов на российском рынке.

– Как часто вы бываете в России?

– Четыре раза в год. Я курирую рынок сбыта компании по миру, и Россия для нас основной рынок. Он имеет хороший потенциал – у России большие сельскохозяйственные площади.

– Как вы оцениваете инвестиционный климат в России?

– В последние 20 лет он постепенно улучшается. Россия значительно продвинулась в этом вопросе со вступлением в ВТО. Но нужно продолжать развивать инвестклимат, создавать условия для конкуренции, развивать инфраструктуру.