Светлое пятно Европы

Вопреки мрачным прогнозам, отечественные производители коммерческой техники сохранили лидирующие позиции на российском рынке и после вступления страны в ВТО. Россияне предпочитают сотрудничать и объединять усилия с производителями иномарок, чем напрямую конкурировать с ними
Московское правительство стало одним из крупнейших заказчиков ЛиАЗа/ М. Стулов/ Ведомости

В этом году российский рынок коммерческого транспорта, как и прогнозировали эксперты, демонстрирует неплохой рост. По данным агентства «Автостат», за девять месяцев в стране продали 102238 грузовиков (на 24,6% больше, чем за тот же период 2011 г.), 143801 легкий коммерческий автомобиль (рост на 6,4%) и 12849 автобусов (плюс 9,2%). В 2011 г. продажи коммерческой техники в стране в целом выросли на 28% до 174487 машин.

«Российский рынок LCV, грузовиков и автобусов остается белым пятном на темном фоне Европы, продажи в которой падают из-за общей нестабильности в экономике», – комментирует аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян.

Вопреки пессимистичным прогнозам, вступление России в ВТО и последовавшее за этим снижение таможенных пошлин на ввоз иномарок с 30 до 25% (в перспективе опустятся до 10%) не обрушили спрос на отечественную коммерческую технику. Во всех сегментах лидерство удерживают российские производители.

В этом прямая заслуга государства, минимизировавшего потери для отечественных автозаводов путем введения утилизационного сбора на импорт зарубежных машин (его ставка варьируется от 150000 до 435000 руб. в зависимости от полной массы автомобиля), отмечает Авакян. Благодаря этому шагу государство не только вынудило иностранные автоконцерны повысить цены на свою продукцию и тем самым ослабило их конкурентоспособность, но и пополнило казну на 7,3 млрд руб. только за сентябрь – октябрь, говорит Авакян.

Ключевым фактором роста спроса на коммерческую технику в России, по мнению экспертов, остается преклонный возраст российского автопарка. Так, по данным «Автостата», средний возраст грузовиков в стране – 19,2 года, при этом почти 80% парка – старше 10 лет, а грузовых машин, эксплуатирующихся менее пяти лет, всего 11,7%. Чуть моложе автобусы: их средний возраст – 14,5 года, 23,2% автопарка – новая техника.

Доступные кредиты

Стимулировала продажи и доступность автокредитов, говорит управляющий «ВТБ24» в Нижегородской области Георгий Гречин. По его словам, в последние месяцы число заявок от потенциальных заемщиков в среднем на треть больше показателей прошлого года, а недавнее увеличение банками процентных ставок по автокредитам на 0,5–1% пока никак не повлияло на спрос.

Портфель «ВТБ24» в Нижегородской области по автокредитам на 1 ноября составил 2,68 млрд руб. (+22,9% к началу года). Объем выданных филиалом автокредитов за 10 месяцев достиг 1,6 млрд руб., на четверть превысив показатель за аналогичный период прошлого года, говорит Гречин. Он прогнозирует рост спроса на автокредиты в ближайшие месяцы: «После вступления России в ВТО и введения утилизационного сбора наступила ясность в вопросе ценообразования на автомобили».

Однако заместитель управляющего нижегородским филиалом АКБ «Ланта-банк» Елена Пожарская предупреждает, что банки могут ужесточить условия выдачи автокредитов: «Займы на покупку коммерческого автотранспорта – один из самых высокорискованных видов кредитования. Часто возникают ситуации, когда заемщики приобретают в собственность грузовые автомобили, автобусы и сдают транспорт в аренду другим частным лицам или компаниям. Но, надеясь при этом на хороший доход, не рассчитывают на высокие риски при эксплуатации такого вида транспорта (поломки, аварии, дорогостоящие запчасти, потери от простоя и др.). Как следствие, проблемы с просроченными платежами. Банк-кредитор, к сожалению, тоже не может обратить взыскание на предмет залога, так как он неисправен, поврежден и цена реализации будет значительно ниже первоначальной».

По прогнозам аналитика «Инвесткафе» Андрея Шенка, в 2013 г. рост российского рынка коммерческих машин замедлится на фоне общего экономического спада в стране и кризисных процессов в Европе.

«Газель» и другие

Бессменным лидером в сегменте LCV остается группа ГАЗ. По данным «Автостата», за девять месяцев этого года в стране было зарегистрировано 55104 новых автомобиля компании, что на 1% меньше, чем годом ранее. Сам автоконцерн отчитался о продаже в России за январь – октябрь 72575 легких коммерческих автомобилей (на 0,7% меньше, чем за тот же период 2011 г.). До этого в течение двух лет продажи LCV группы росли: в 2010 г. – на 37% до 71000 машин, в 2011 г. – на 27,4% до 90500.

Падение спроса не касается исключительно газовских LCV, это тенденция на отечественном рынке в данном сегменте, уверяет представитель группы ГАЗ. По его словам, продажи компании замедлились из-за отложенного спроса покупателей, которые ждут начала серийного производства «Газели» Next в I квартале 2013 г.

На организацию производства новой модели группа потратит более 4,9 млрд руб., стоить «Газель» Next будет от 700000 руб.

«Восстановление рынка коммерческих автомобилей, который довольно быстро рос в 2010 и 2011 гг., в 2012 г. существенно замедлилось, – комментирует представитель группы ГАЗ. – Сегодняшнее состояние рынка можно охарактеризовать как стагнацию. Достаточно сказать, что объем рынка в этом году не достиг результатов не только пикового 2007 года, но и на 18% ниже показателей 2008 г., в котором уже началось кризисное падение продаж».

В то же время интерес к газовской коммерческой технике растет за пределами страны, прежде всего в странах СНГ: экспортные поставки группы за 10 месяцев увеличились на 13% до 11300 автомобилей. В итоге совокупные продажи LCV ГАЗ за 10 месяцев выросли по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом на 1,1% до 83875 машин, отмечает представитель группы. По его прогнозам, продажи компании в этом году останутся примерно на прошлогоднем уровне.

Аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов не видит общего падения спроса на LCV в стране: по его данным, за 10 месяцев было зарегистрировано 161519 новых машин – на 5,6% больше, чем годом ранее. Он также не согласен с тем, что потребители замерли в ожидании «Газели» Next: «Пока ГАЗ не может предложить покупателям более совершенную модель, чем «Газель». А те не хотят ждать выхода поколения Next, поэтому спрос перераспределяется в сторону иномарок, в частности в пользу Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter и Peugeot Boxer». По данным «Автостата», продажи у Peugeot в России в секторе LCV за 10 месяцев выросли на 15,8% до 12700 машин, у Ford – на 44,6% до 9116, у Mercedes-Benz – на 54,8% до 3510.

С января по октябрь Ford продал в России более 9300 легких коммерческих автомобилей моделей Transit и Transit Connect – это почти на треть больше, чем за аналогичный период 2011 г., сообщила менеджер по корпоративным коммуникациям Ford Sollers Наталья Рядинская. Рост спроса она объяснила началом российского производства Ford Transit в начале этого года. На сегодняшний день в России выпущено уже более 10000 автомобилей данной модели.

«Интерес потребителей постепенно смещается в сторону более дорогих, но более качественных моделей, так как коммерческие структуры больше обращают внимание не только на цену, но и на стоимость владения и эффективность использования», – считает аналитик БКС Игорь Краевский.

С ним согласен начальник отдела продаж автосборочного предприятия «СТ Нижегородец» Денис Абрамов. В октябре на фоне растущего спроса на качественные иномарки компания открыла в Нижнем Новгороде новый завод по переоборудованию коммерческих автомобилей Fiat Ducato и Iveco Daily мощностью до 400 машин в месяц. В 2011 г. «Нижегородец» продал 4078 машин, в этом году планирует реализовать 6800 автомобилей. Сейчас предприятие выпускает технику на базе LCV Ford, Iveco, Mercedes-Benz, Peugeot, Fiat. Более 80% производства – микроавтобусы вместимостью от 16 до 26 человек.

Рост спроса на коммерческие автомобили Mercedes-Benz в России стал следствием грамотной маркетинговой политики компании, отмечает сотрудник департамента маркетинга и коммуникаций «Мерседес-Бенц рус» Надежда Герберг. Результат – опережение плана продаж на этот год по итогам 10 месяцев на 25%. Кроме того, по словам Герберг, немецкий автоконцерн активно осваивает нишевые сегменты, в частности производство автомобилей «Скорой медицинской помощи». Опыт оказался успешным – в октябре ГУП «Мосавтосантранс» по результатам тендера приобрело 20 автомобилей Sprinter «Скорая помощь».

Введение утилизационного сбора вызвало незначительное (около 1%) повышение цен на машины Mercedes-Benz и не повлияло на спрос, говорит Герберг.

По данным «Автостата», за 10 месяцев Volkswagen продала в России 10051 коммерческий автомобиль (рост на 19,7% к тому же периоду 2011 г.). По словам главы марки Volkswagen Commercial Vehicles в России Михаила Семенихина, по итогам прошлого года продажи LCV компании выросли на 71% до 12345 единиц. Сегодня доля Volkswagen на российском рынке в сегменте коммерческих машин составляет 7,4%, в следующем году компания планирует увеличить ее до 8,8% и продать около 20000 автомобилей, надеется Семенихин.

Впрочем, спрос вырос не на все иномарки. Наихудший результат показала Fiat, сократив продажи на 43,4% до 9214 единиц (данные «Автостата»). «Вероятнее всего, причиной стал разрыв с «Соллерсом», который занимался дистрибуцией итальянских машин на территории России», – полагает Шенк из «Инвесткафе».

Тимерханов из «Автостата» уверен, что рост в сегменте LCV в России к концу этого года и в 2013 г. замедлится. По итогам текущего года продажи могут достичь отметки в 190000 машин, т.е. остаться примерно на уровне прошлого года, ожидает эксперт.

Серый импорт и белый рынок

В сегменте грузовых автомобилей наиболее востребованной остается продукция «Камаза». По данным «Автостата», за девять месяцев автозавод продал 25574 грузовика, превысив свой показатель годичной давности на 3,8%. Почти на треть – до 10874 машин – увеличил продажи МАЗ. Тройку лидеров с показателем 8911 грузовых автомобилей (рост на 7,6%) замкнула группа ГАЗ.

С января по сентябрь «Камаз» выпустил почти 31000 грузовых автомобилей, 29200 из них реализовал, что на 13% больше, чем за девять месяцев прошлого года, уточнил директор департамента по связям с общественностью «Камаза» Олег Афанасьев.

По его словам, основной объем продаж (более 60%) пришелся на официальную дилерскую сеть автопредприятия.

«Несмотря на макроэкономические риски начала новой волны мирового кризиса, предприятия России активно обновляли парки грузовиков», – сообщила пресс-служба «Камаза».

Например, московский филиал транспортно-логистической компании AsstrA Transport в этом году обновил автопарк (продал малотоннажный транспорт и купил более эффективные 20-тонные автопоезда), рассказал гендиректор российского представительства компании Олег Гребенько. Сейчас в автопарке 95 коммерческих автомобилей.

Серьезными испытаниями для отечественных производителей грузовиков в этом году стали вступление России в ВТО и серый импорт китайских и корейских грузовиков (около 29% от общего импорта), говорит Афанасьев. По данным «Камаза», объемы импорта начали быстро расти уже в июле. Несмотря на сезон отпусков, в ожидании введения утилизационного сбора импорт грузовиков вырос с 3500–4000 машин в мае – июне до 7000–7500 в июле – августе. В этот же период по сравнению с маем – июнем увеличился ввоз в страну подержанных иномарок старше трех лет – в 3,3 раза, китайских иномарок – в 2 раза, новых иномарок из США, Кореи и других стран, кроме Европы, – в 1,9 раза, премиум-иномарок – в 1,5 раза.

По прогнозам специалистов «Камаза», доля импортных подержанных грузовиков уже в этом году может вырасти с 2% в 2011 г. до 14%, а в ближайшие годы – до 25%. Это соответствует примерно 30000 новых машин российского производства, или двум третям годового производства «Камаза». В свою очередь, доля российских производителей грузовиков может снизиться с 58% в 2011 г. до 43% к 2020 г.

«На российском рынке грузовых автомобилей мы ощущаем недобросовестную конкуренцию со стороны китайских производителей, – говорит Афанасьев. – В 2011–2012 гг. более 40% грузовиков из Китая было завезено по серой схеме. Новые грузовики с двигателями «Евро-2», в том числе и шасси с последующим монтажом кузова, приобретаются китайскими фирмами как для использования на внутреннем рынке, ставятся на учет в Китае на несколько дней, а затем завозятся в Россию уже как подержанные «единичные транспортные средства» с моторами «Евро-4». Именно это создает лазейку в законодательстве – автомобили проходят через таможенные пункты без детальной проверки. При этом сертификаты соответствия могут выписывать любые получившие аккредитацию фирмы или их филиалы».

Директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга РФ Тимур Микая, выступая в октябре на конференции «Автоэволюция», организованной «Ведомостями», признал наличие проблемы: «Мы видим, что происходит с импортом, особенно из Восточной Азии: грузовые автомобили, которые поступают на территорию Российской Федерации, не соответствуют нашим техническим стандартам – «Евро-3» даже. Была произведена контрольная закупка, была проведена экспертиза, и на сегодняшний день совместно с Росаккредитацией мы ведем работу по обращению в прокуратуру, а Росаккредитация планирует проведение широкомасштабных проверок сертификационных центров, которые выдают сертификаты на товары, которые не соответствуют действующим в Российской Федерации стандартам».

Несмотря на объективные трудности, на «Камазе» уверены, что автозаводу удастся выполнить план на текущий год – продать 48500 грузовиков, т.е. на 9% больше, чем по итогам 2011 г. Объем продаж на российском рынке по итогам этого года составит 125400 грузовых автомобилей, что почти будет соответствовать докризисному уровню (126000 машин в 2008 г.), ожидает Афанасьев.

Продажи большегрузных автомобилей «Урал» группы ГАЗ за девять месяцев этого года упали на 29,4% до 3885 машин (данные «Автостата»). В этом году завод остался без заказа Минобороны, объяснила провал пресс-служба группы ГАЗ. Из-за снижения загрузки производственных мощностей на треть заводу в августе пришлось перейти с пятидневной на четырехдневную рабочую неделю. В 2011 г. «Урал», по собственным данным, продал 11731 машину (рост на 10% к 2010 г.). Более 50% от общего объема продаж пришлось на коммерческий рынок, свыше 40% – на силовые структуры, остальные машины пошли на экспорт. Для Минобороны «Урал» в прошлом году поставил около 4000 грузовиков, говорит менеджер завода. Старший аналитик ФГ БКС Игорь Краевский оценивает все потери предприятия при снижении объема производства на 30% примерно в 8 млрд руб. В 2011 г. выручка группы ГАЗ по дивизиону «Грузовые автомобили» составила 27,8 млрд руб., добавляет он.

Перспективы развития производства грузовиков группа ГАЗ видит в создании альянсов с иностранными автозаводами (в частности, с МАЗом) и в расширении присутствия на экспортных рынках. На ГАЗе прогнозируют, что продажи их грузовиков в Белоруссии увеличатся в этом году на 85% до 2500 автомобилей и, таким образом, достигнут уровня докризисного 2010 года.

Для иностранных автопроизводителей в целом текущий год выдался успешным. Например, продажи производителя большегрузных автомобилей DAF с января по сентябрь выросли на 204% до 3669 машин. Гендиректор «ДАФ тракс рус» Ари Хендрикс говорит, что компания перевыполнила годовой план продаж в 2700 грузовиков еще в августе. В прошлом году DAF реализовала в России более 1500 автомобилей, заняв 6,9% российского рынка в сегменте свыше 16 т среди западноевропейских брендов.

Россияне обгоняют

Массовой экспансии подержанных автобусов из-за рубежа, чего опасались российские автозаводы, государство не допустило. Помог утилизационный сбор, введенный с 1 сентября. В августе в страну импортировали 2040 автобусов, а в сентябре – лишь 185: импорт новых автобусов сократился по отношению к августу более чем в 10 раз, а подержанных – в 23 раза, говорится в исследовании «АСМ-холдинга».

За январь – сентябрь текущего года российский рынок автобусов, включая пассажирские LCV, вырос на 21% до 50455 машин, свидетельствуют данные «АСМ-холдинга».

В данном сегменте по итогам девяти месяцев уверенно лидирует группа ГАЗ. Ее ПАЗ, по данным «Автостата», продал 6507 машин – на 1,8% больше, чем годом ранее. Следующий за ним ЛиАЗ – 1699 автобусов (плюс 69,4%). Продажи попавшей в тройку лидеров Hyundai, напротив, упали на 32,2% до 1145 машин.

Показательно, что отечественные автозаводы увеличили не только продажи автобусов, но и свою долю на рынке: она, по данным «АСМ-холдинга», выросла с 53,8% в сентябре 2011 г. до 60,4% сейчас. При этом доля иномарок российского производства за девять месяцев снизилась с 17,4 до 13,1%. Прекратился выпуск микроавтобусов Fiat Ducato в Татарстане, а сборка Ford Transit только набирает обороты, говорится в исследовании АСМ. Кроме того, сократился выпуск иностранных автобусов на мощностях ПКФ «Луидор» и «Тагаза».

По данным группы ГАЗ, автозаводы холдинга реализовали за рассматриваемый период 9945 автобусов, увеличив продажи на 14%. Рост обусловлен интересом к автобусной продукции компании со стороны крупных заказчиков Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи и других городов, сообщила пресс-служба группы.

Российским производителям помогает госзаказ – власти заинтересованы в обновлении парка, отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Крупнейший за последние годы госконтракт в 2011 г. выиграла группа ГАЗ: по заказу московской мэрии она поставила свыше 2000 автобусов.

Одним из направлений развития автобусного бизнеса группы ГАЗ являются продажи автобусов с двигателями ЯМЗ-530 «Евро-4». В конце октября ГАЗ выиграл аукцион администрации Сочи на поставку 108 автобусов ЛиАЗ-5293 с такими моторами для ГУП «Сочиавтотранс». Цена контракта – более 680 млн руб. К серийному выпуску автобусов «ПАЗ» и «ЛиАЗ», оснащаемых двигателем ЯМЗ-530, ГАЗ приступил в сентябре. В строительство завода по выпуску нового мотора, который можно легко усовершенствовать до стандартов «Евро-5» и «Евро-6», компания вложила около 10 млрд руб. По прогнозу аналитика «Солида» Елены Юшковой, в ближайшие годы автозавод сможет продавать ежегодно около 5000 автобусов с новым двигателем, а после перехода на стандарт «Евро-5» с учетом возможной доработки до более высоких экологических стандартов продажи могут вырасти до 10000–12000 машин.

Кроме того, ГАЗ надеется на эффективность выпуска автобусов «Голаз» на шасси Scania – именно эти машины будут участвовать в тендере оргкомитета Олимпийских игр в Сочи.

Иностранные производители автобусов, пока проигрывающие конкуренцию российским, не спешат выбрасывать белый флаг, а свое будущее в России связывают с реализацией совместных проектов с российскими компаниями. Так, в октябре компания «Камаз-Марко» (СП «Камаза» и Marcopolo) на мощностях НефАЗа (входит в «Камаз») начала серийный выпуск автобусов под брендом Bravis.

Российский рынок автобусов в этом году вырастет на 8,4% до 65700 шт., отечественные производители займут 61,8%, прогнозирует АСМ. По оценке «Автостата», рынок новых автобусов без учета LCV вырастет на 7–10%. Представитель Scania видит потенциал роста рынка в изношенности автопарка в стране: около половины всех автобусов старше 15 лет.